ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 5–6-Х КЛАССОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-57-63
Отражены проблемы естественно-научного образования, которые проявляются в школе и вузе. В частности, эти проблемы характерны для школ и вузов г. Томска и выявляются на основе фактов: низкие результаты при сдаче выпускных экзаменов в школе (средний балл выпускного экзамена по физике невысокий, по г. Томску – чуть выше, чем по России в целом); слабая естественно-научная подготовка школьников, выявленная в ходе серьезного исследования; понижение проходного балла для абитуриентов технических факультетов ведущих вузов г. Томска. Кроме того, в приведенных исследованиях выявлена низкая практическая и технологическая подготовка школьников, которая влияет на подготовку инженеров. Проанализированы предложения по решению проявленных проблем. Часть предложений касается введения пропедевтических курсов естественно-научной подготовки учащихся 5–6-х классов. Авторы считают, что такая подготовка более эффективна при изучении курса, построенного на основе важнейшего естественного предмета – физики, нежели на основе интегрального естественно-научного курса. Пропедевтическое изучение предмета, построенного определенным образом, способствует появлению мотивации на его изучение. Способ такой подготовки представлен в виде элективного курса (приведена программа и частично способы работы с учащимися), где ученики знакомятся с великими открытиями и их инженерными и бытовыми применениями. Преподавание курса построено на основе совместного обсуждения проблем, пополнения знаний учащихся об ученых и пользе их открытий, организации наблюдений и выполнения простых модельных опытов. В результате этого ученики приобретают некоторые практические, технологические, информационные умения. Показаны положительные результаты развития учащихся, появление у них мотивации на изучение физики.
Ключевые слова: проблемы естественно-научного образования, усиление практической подготовки школьников, развитие интереса к физике, элективный курс для учеников 5–6-х классов
Библиография:
1. Разумовский В. Г., Пентин А. Ю. , Никифоров Г. Г. и др. Планирование учебного процесса и конструирование уроков с учетом формирования естественно-научной грамотности // Физика в школе. 2016. № 6. С. 14–24.
2. Глазунов А. Т. Воспитательный потенциал школьного естественно-научного образования // Стандарты и мониторинг образования. 2014. № 3. С. 45–48.
3. Ясюкова Л. А. Качество образования: остановись падение, или о чем писал Л. С. Выготский // Народное образование. 2015. № 9. С. 73–82.
4. Камалеева А. Р. Концепция формирования образовательных умений, навыков и основ естественно-научных компетенций учащейся молодежи в процессе непрерывного естественно-научного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. № 2. С. 139–146.
5. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии «инженерное мышление» // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Формирование инженерного мышления в процессе обучения». Екатеринбург, 2015. С. 3–9.
6. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. О понятии инновационного мышления // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 94–98.
7. Мустафина Д. А., Ребро И. В., Рахманкулова Г. А. Негативное влияние формализма в знаниях cтудентов на формирование инженерного мышления // Инженерное образование. 2011. № 7. С. 10–15.
8. Надеева О. Г., Аверина С. Г. О формировании инженерного мышления в обучении физике // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Формирование инженерного мышления в процессе обучения». Екатеринбург, 2015. С. 141–147.
9. Караваев А. В., Ипутатов Д. Ю. Российское образование: финансирование, развитие, конкурентоспособность // Народное образование. 2016. № 4. С. 9–17.
10. Никифоров Г. Г., Орлов В. А., Разумовский В. Г., Фадеева А. А. Программа для 7–9-х классов. Физика // Физика в школе. 2016. № 2. С. 14–31.
11. Об ИУМК «Естественно-научное образование». URL: http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/3b0249f9-5dfe-4557-9e08-213d30ba8e18 /About.html (дата обращения: 20.11.2016).
12. Bateson P. How do sensitive periods arise and what are they for? // Animal Behavior. 1979. V. 27. P. 470–486.
13. Уэст Д., Паркер С. 53/2 открытия, которые изменили мир и кое-что еще. М.: Росмэн, 1994. 60 с.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 57 — 63
Скачиваний: 1026