ОБУЧЕНИЕ ЖАНРОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-45-51
Раскрывается одно из ключевых требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования – формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Отмечается важность развития у школьников коммуникативных умений и навыков для успешной социализации, адаптации и самореализации в обществе. Уточняются понятия «коммуникативные действия», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетенция», «коммуникативная компетентность». Обоснована необходимость обучения жанровому сочинению в свете требований ФГОС к формированию коммуникативной компетентности обучающихся. Представлены результаты экспериментально-опытной работы по формированию коммуникативных умений старшеклассников в процессе обучения эссе как жанру сочинения. Разработанная и апробированная методика позволила получить высокий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков старшеклассников.
Ключевые слова: коммуникативные действия, коммуникативные умения и навыки, коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, жанровое сочинение, сочинение-эссе
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 23.07.2017).
2. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 536 с.
3. Литневская Е. И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е. И. Литневской. М.: Академический проект, 2006. 588 с.
4. Лысова О. В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2013. № 5. С. 32–35.
5. Щукин А. Н. Компетенция или компетентность: взгляд методиста на актуальную проблему лингводидактики // Русский язык за рубежом. 2008. № 5. С. 14–20.
6. Теория и практика обучения русскому языку: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032900 (050301) «Русский язык и литература» / под ред. Р. Б. Сабаткоева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2007. 335 c.
7. Дресвянина С. Д. Обучение жанровому сочинению как способ формирования коммуникативных умений обучающихся старших классов // Риторика и культура речи в современном научно-педагогическом процессе и общественно-коммуникативной практике: сб. материалов XXI Междунар. науч. конф. по риторике, 1–3 февраля 2017 г. / отв. ред. В. И. Аннушкин. М., 2017. С. 140–147.
8. Дресвянина С. Д. Виды универсальных учебных действий обучающихся в работе с эссе как жанром речи // Проблемы риторики, поэтики и стилистики в современном информационном обществе: межвузовский сб. науч. тр. / под ред. И. Ю. Чистяковой; сост. Е. Н. Бадалова. Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2016. 92 с.
9. Краткая литературная энциклопедия. Т. 8: Флобер–Яшпал. М.: Советская энциклопедия, 1975. 1136 с.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 45 — 51
Скачиваний: 1016