ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-140-147
Обосновывается необходимость исследования теоретических аспектов проблемы формирования межкультурной компетенции студентов вуза, исходя из актуальных ценностно-целевых ориентиров профессиональной подготовки в системе высшего образования. Раскрываются теоретико-методологические подходы к формированию межкультурной компетенции у обучающихся вуза: системный, компетентностно-деятельностный, кросскультурный. На основе представленных подходов уточняется сущность, содержание межкультурной компетенции обучающихся, выделены ее структурные компоненты: мотивационно-потребностный, когнитивный, личностно-деятельностный, аксиологический, рефлексивный. С учетом содержания и структуры межкультурной компетенции определены и описаны принципы организации и реализации процесса формирования межкультурной компетенции в условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку. Особое внимание уделено роли дидактического потенциала информационно-образовательной среды в образовательном процессе, показано, что информационно-образовательная среда оказывает положительное влияние на формирование всех структурных компонентов межкультурной компетенции.
Ключевые слова: межкультурная компетенция, обучение иностранному языку, образовательный процесс, информационно-образовательная среда вуза
Библиография:
1. Королева Д. Б., Поздеева С. И. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе педагогики совместной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (179). С. 114–117.
2. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-2.htm (дата обращения: 29.09.2017).
3. Иванова М. Э. Межкультурный подход в обучении иностранным языкам // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2015. Вып. 14, № 4. С. 52–56. URL: http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/8938 (дата обращения: 29.09.2017).
4. Гальскова Н. Д. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // Иностранные языки в школе. 2012. № 5. С. 2–11.
5. Елизарова Т. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 371 с.
6. Желтова Е. П. Развитие межкультурной компетенции студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 228 с.
7. Корочкина М. Г. Формирование межкультурной компетенции в техническом университете (английский язык): дис. ... канд. пед. наук. Таганрог, 2000. 178 с.
8. Малькова Е. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над текстами для чтения: дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 263 с.
9. Плужник И. Л. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе профессиональной подготовки: дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 335 с.
10. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. 287 с.
11. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 29.09.2017).
12. Усачева О. В. Рефлексивный компонент в подготовке будущего учителя иностранных языков в системе высшего профессионального образования // Сибирский пед. журн. 2010. № 11. C. 96–103.
13. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения: дис. … д-ра пед. наук. Тюмень, 2003. 399 с.
14. Кудинов В. А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: дис. … д-ра пед. наук. М., 2010. 519 с.
15. Слепухин А. В. Использование принципов построения информационно-образовательной среды электронного обучения вуза для обоснования совокупности ее структурных компонентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin).2016. Вып. 4 (169). С. 92–100.
16. Kahn P., Everington L., Kelm K., Reid I., Watkins F. Understanding student engagement in online learning environments: the role of reflexivity // Educational Technology Research and Development. 2017. Vol. 65, № 1. Р. 203–218. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11423-016-9484-z (дата обращения: 30.09. 2017).
17. Glaser М., Lengyel D., Toulouse G., Schwan S. Designing computer-based learning contents: influence of digital zoom on attention // Educational Technology Research and Development. 2017. Vol. 65, № 5. Р. 1135–1151.URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11423-016-9495-9 (дата обращения: 30.09.2017).
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 140 — 147
Скачиваний: 1021