СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-144-148
Рассматривается вопрос формирования профессиональных компетенций педагога средствами сетевого взаимодействия в рамках дополнительного профессионального образования взрослых. Представлены результаты изучения профессиональных трудностей педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий и участия в сетевых профессиональных сообществах. Дана характеристика формируемых профессиональных компетенций и их связь с профессиональным стандартом педагога. Приведены примеры заданий, направленных на актуализацию сетевого взаимодействия педагогов с ориентацией на актуальные профессиональные навыки: потребность во взаимодействии, общении с другими; потребность в самореализации, самопрезентации. В качестве инструментов подготовки учителей-предметников к применению информационно-коммуникационных технологий описана образовательная электронная среда (LMS MOODLE), организация групповой работы для развития и закрепления навыков использования информационно-коммуникационных технологий в процессе дополнительного профессионального образования и проектная деятельность. Для оценки результатов использовалась методика исследования профессиональных компетенций и ИКТ-компетенций педагогов для определения уровня сформированности необходимых качеств, позволяющих применять возможности сетевых сообществ для профессионального роста. Вместе с ИКТ-компетенциями в работе описан результат формирования у учителей-предметников компетенции организационной деятельности, компетенции профессиональной коммуникации, компетенции наставничества.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, профессиональные компетенции педагога, профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетенции, решение профессиональных задач, дополнительное профессиональное образование
Библиография:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009). URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 23.04.2018).
2. Василевская Е. В. Сетевая школа методиста: новые возможности развития компетенций и обмена опытом // Журнал руководителя управления образованием. 2013. № 6. С. 61–65.
3. Гончарова Н. Ю. Сетевое взаимодействие педагогов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2009. 23 с.
4. Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 150 с.
5. Состояние общего образования Кемеровской области: результаты мониторинга / А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова, Т. В. Васильева и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. 299 с.
6. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 15.05.2018)
7. Management of a Network Interaction of Educational Organisations Oriented to Innovation Development / N. N. Davydova, E. M. Dorozhkin. URL: http://www.indjst.org/index.php/indjst/article/view/88729 (дата обращения: 20.05.2018)
8. Urrutia M. L., Fielding S., White S. Professional Development Through MOOCs in Higher Education Institutions: Challenges and Opportunities for PhD Students Working as Mentors // Journal of interactive media in education. 2016. Is. 1. UNSP 18. DOI: 10.5334/jime.427
9. Rabekova L., Hvorecky J. Learning Strategies for Small Groups of Professionals // Proceedings of 2015 international conference on interactive collaborative learning (icl). 2015. IEEE, Firenze, ITALY. P. 764–770. DOI: 10.1109/ICL.2015.7318125
10. Rayyan S., Fredericks C., Colvin K. F., Liu A., Teodorescu R., Barrantes A., Pawl A., Seaton D. T., Pritchard D. E. A MOOC based on blended pedagogy // Journal of computer assisted learning. 2016. Vol. 32, Is. 3. P. 190–201. DOI: 10.1111/jcal.12126
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Страницы: 144 — 148
Скачиваний: 814