ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЮМОРИСТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-14-20
Введение. Всемирная сеть не только связала самые удаленные уголки планеты, но перерождалась, трансформировалась, приспосабливалась к потребностям своих создателей. Сначала она реализовала сугубо утилитарные потребности, постепенно превращаясь в незаменимый инструмент общения, поиска информации, развлечения. Но в течение нескольких десятилетий она создала собственный социум, собственный дискурс, собственную культуру. Очевидно, что становление культуры Интернета тесно связано с реализациями разнообразных юмористических интенций, а успешность виртуальной (неформальной) коммуникации даже в большей степени, чем коммуникации реальной, зависит от юмористической составляющей. Материал и методы. В связи с вышесказанным целью статьи является рассмотрение юмористических средств, реализующих отрицательную самопрезентацию в интернет-пространстве. Объектом изучения послужил механизм создания отрицательной самопрезентации с помощью юмористических средств. В исследовании были использованы методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретативного анализа. Результаты и обсуждение. Юмор – это попытка креативного мышления нарушить догматизм шаблонного способа отражения окружающего миропорядка, подчеркивающая в нем несообразное и нелепое. Глобальность, анонимность, опосредованность виртуального мира дают возможность реализовывать самые негативные интенции в коммуникации. Человек обретает свободу в выборе роли – гендерной, социальной, даже моральной. Анонимность виртуальной маски дает ему возможность создать как собственный отрицательный образ, так и попытаться задеть или даже оскорбить коммуникативного партнера. В ходе исследования была предпринята попытка систематизации современных подходов к стратегии самопрезентации, установлены и представлены в подробном описании реализации семантического механизма создания отрицательной самопрезентации субъектом в сети Интернет за счет юмористических приемов. Отдельно были проанализированы эффективные способы актуализации отрицательной самопрезентации в виртуальном мире, такие как троллинг, интернет-жаргон, мемы и табу. Заключение. Полученные результаты представляют интерес для дальнейшего исследования проблемы особенностей общения в медиасреде. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по стилистике и филологическому анализу текста, в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалингвистике и медиалингвистике.
Ключевые слова: самопрезентация, концепции самопрезентации, интернет-среда, функции юмора, троллинг, мемы, табу
Библиография:
1. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи / под ред. Н. Ю. Шведовой, В. Г. Костомарова. М.: Индрик, 2001. С. 358.
2. Дубских А. И., Бутова А. В., Харитонова С. В. Солидаризация как тактика самопрезентации публичной персоны в «звездном» интервью // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 1. С. 99–106.
3. Федорова Н. А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 29 с.
4. Jones E. E. and Pittman T. S. Toward a general theory of strategic self-presentation, m J. Suls (Ed.), Psychological perspectives on the self (Vol. 1) Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1982. P. 231–262.
5. Arkin R. M. Self-presentation styles // Impression management theory and social psychological research. N.Y.: Academic Press, 1981. P. 311–333.
6. Schutz А. Assertive, offensive, protective, and defensive styles of self-presentation: A taxonomy // Journal of Psychology. 1998. Vol. 132, № 6. P. 611–628.
7. Leary M. R., Kowalski R. M. Impression management: A literature review // Psychological Bulletin. Vol. 107. 1990. P. 34–47.
8. Schlenker B. R. Self-presentation // M. Leary, J. Tangney (Ed.) Handbook of self and identity. N.Y., London: The Guilford Press, 2003. P. 488–518.
9. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 2-е изд., стер. М.: КомКнига, 2006. 288 с.
10. Дубских А. И., Бутова А. В., Залавина Т. Ю. Средства вербализации положительной самопрезентации в «звездном» интервью // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 53–58. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-53-58.
11. Литвиненко Ж. М. Современная русистика о жанрах интернет-коммуникации: форум, блог, чат // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 48–53.
12. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. 447 с.
13. Мартынова Е. В., Еремеева Г. Р. Лингвистические особенности юмористического дискурса в английском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 6 (84), ч. 2. C. 367–370.
14. Щурина Ю. В. Шутка как речевой жанр: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Красноярск, 1997. 24 с.
15. Zerkina N. N., Lomakina E. A., Chusavitina G. N. Verbal Aggression in virtual Environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7, № 8.1. P. 16–22.
16. Морозова А. М. Жанровая специфика юмористического дискурса // ВГСПУ. 2012. № 4 (18). С. 104–108.
17. Акулич М. М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 30–37.
18. Гусейнов Г. Ч. Эрратическая семантика. 7 фактов о нарочном искажении слов и выражений носителями языка. URL: https://postnauka.ru/faq/16214 (дата обращения: 15.08.2018).
19. Сorder S. Pit. Error analisis and interlanguage. Oxsford University Press: Oxford, 1991. 126 p.
20. Канашина С. В. Эффект обманутого ожидания в интернет-мемах как особая коммуникативная стратегия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 10 (187). С. 9–14. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-10-9-14.
21. Kisel O. V., Zerkina N. N., Zalavina T. Yu., Savinova Yu. A., Mikhailov V. V., Kozhushkova N. V. Linguistic and social Aspects of Name Giving Motivation // Espaco Plural. 2017. V. 18, № 36. P. 297–316.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 14 — 20
Скачиваний: 796