ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ИРРЕАЛЬНОСТИ В РОМАНЕ В. ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-63-69
Введение. Представлено описание семантической модели слухового восприятия ирреальности, репрезентированной в тексте романа В. Пелевина. Моделирование процессов восприятия является одним из параметров художественного текста, который рассматривается в процессе анализа его коммуникативной и семантической структуры. Образы, основанные на чувственных ощущениях, являются ключевой составляющей художественной картины мира автора. Материал и методы. Материалом исследования послужил роман В. Пелевина «Чапаев и Пустота». Основным методом, используемым в процессе исследования языковой организации представленного материала, является лингвистический анализ. Результаты и обсуждение. Изучение семантики перцептивности на материале постмодернистских текстов напрямую связано с проблемой реальности/ирреальности описываемых событий, предметов, явлений в художественном пространстве текста, что и обусловливает актуальность заявленной темы и включенность исследования в научный контекст. Описание ирреальных событий предполагает изменение (деформацию) инвариантной модели восприятия, в первую очередь связанную с усилением роли объекта восприятия. Особое внимание уделяется рассогласованию перцептивного и ментального модусов. Актуализируется неопределенность, размытость, странность объектов восприятия, обусловленная невозможностью зрительной деятельности и измененным состоянием сознания персонажа. Описание необычного перцептивного опыта персонажей свидетельствует о том, что в ситуации недоступности (отсутствия) зрительного канала перцепции слуховое восприятие позволяет моделировать картинку, которая существует лишь в измененном сознании того или иного героя повествования. Лингвистический анализ фрагментов текста показал, что ирреальность становится одним из объектов осмысления и творческой рефлексии автора художественного произведения. Для репрезентации ситуации необычного слухового восприятия используется широкий спектр языковых средств (неопределенные местоимения, сравнительные конструкции, неопределенно-личные и безличные односоставные предложения, сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и соответствия и др.). В ряде случаев субъект восприятия осознает, что наблюдаемые события носят ирреальный характер и пытается найти их аналог в привычном мире (опираясь на свои слуховые ощущения). Это приводит к возникновению в тексте романа различных аналогий и сопоставлений. Заключение. В результате анализа выявлено, что за счет транспозиционных переносов (зрение – слух) происходит усиление перцептивной составляющей и расширение художественного пространства произведения.
Ключевые слова: ирреальность, слуховое восприятие, звучание, семантическая модель
Библиография:
1. Дрейфельд О. В. «Ирреальность» воображаемого мира героя и «неклассическая» литература ХХ в. // Новый филол. вестн. 2015. № 2 (33). С. 44–50.
2. Попова Е. С. Особенности маркирования ирреальности в произведениях М. Пруста «Обретенное время» // Вестн. ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 60–65.
3. Полякова Н. А. Реальность и ирреальность в цикле А. Пятигорского «Рассказы и сны» // Вестн. Пермского ун-та. 2010. № 6 (12). С. 180–185.
4. Названова И. А. Концепт «ирреальность» в семантическом пространстве русского языка: автореф. дис. … канд. филол. наук. Таганрог, 2006. 23 с.
5. Пелевин В. Чапаев и Пустота. М.: Вагриус, 1999. 165 с.
6. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. 1. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 129 с.
7. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Флинта: Наука, 2000. 496 с.
8. Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 300 с.
9. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
10. Гореликова М. И., Магомедова Д. М. Лингвистический анализ художественного текста. М.: Русский язык, 1983. 127 с.
11. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе / Т. А. Демешкина, Н. А. Верхотурова, Л. Б. Крюкова, Н. В. Курикова. Томск: Изд-во ТГУ, 2006. 196 с.
12. Хакимова Г. Ф. Представление сферы слухового восприятия в русско-английском функционально-когнитивном словаре: автореф. … дис. канд. филол. наук. Уфа, 2005. 24 с.
13. Логачева О. Ю. Семантико-синтаксические особенности предложений, обозначающих ситуацию звучания: дис. … канд. филол. наук. М., 1998. 219 с.
14. Кустова Г. И. Перцептивные события: участники, наблюдатели, локусы // Логический анализ языка: образ человека в культуре и языке. М.: Индрик, 1999. С. 229–238.
15. Ломоносова А. Л. Семантико-синтаксическая организация высказываний со значением восприятия и их функционирование в художественном тексте: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004. 177 c.
16. Моисеева Н. В. Глаголы восприятия в русском языке // Вестн. Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 1998. № 6. С. 82–91.
17. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека М.: Языки славянской культуры, 1999. 896 с.
18. Словарь русского языка: в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1981. Т. 4. 797 с.
19. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики. M.: Языки славянской культуры, 2004. 608 с.
20. Слободян Е. А. Системный, функциональный и исторический аспекты семантического поля слухового восприятия: автореф. дис. … канд. филол. наук. Уфа, 2007. 24 с.
21. Корычанкова С., Крюкова Л., Хизниченко А. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности. Brno, 2016. 236 с.
22. Хизниченко А. В., Крюкова Л. Б. Проект словаря перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака // Вопросы лексикографии. 2018. № 13. С. 44–57.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 63 — 69
Скачиваний: 850