ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОРЕСУРСОВ КАК СПОСОБА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-84-91
Введение. В условиях актуальности поиска новых способов преподавания иностранных языков в технических вузах обосновывается проблема мотивации студентов к изучению языка при организации их работы с видеоресурсами. Цель исследования – представить научное обоснование и описание практических способов применения видеоресурсов для повышения мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка. Материал и методы. Работа выполнена на основе положений нормативно-правовых документов, определяющих ориентиры преподавания иностранных языков в технических вузах, положений технологии работы с видеоресурсами, приобретающей особую актуальность в языковом образовании сегодня, содержательно-методических направленностей организации преподавания дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности». В результате разработан и апробирован комплекс занятий по иностранному языку с использованием видеоресурсов для студентов, проведен методический эксперимент, нацеленный на оценивание эффективности применения видеоресурсов для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка. Результаты и обсуждение. На основе изучения технологии организации работы с видеоресурсами определен мотивационный аппарат, способствующий активизации интереса студентов, развитию их коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку. Представлены примеры заданий разных типов для студентов технических специальностей на каждом из выделенных этапов работы. Акцент сделан на мотивационном потенциале организации деятельности студентов на этапе после просмотра, реализующем принцип ситуативности. Обозначен критериально-диагностический аппарат определения степени проявления мотивации у студента к изучению иностранного языка и представлены результаты методического эксперимента, проведенного на базе ТТИ НИЯУ МИФИ, подтверждающего эффективность использования видеоресурсов для повышения мотивации студентов. Раскрыта группа педагогических условий, обеспечивающих продуктивную организацию работы с видеоматериалом на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Заключение. Делается вывод о том, что работа с видеоресурсами должна тщательно организовываться преподавателем с учетом профессиональных потребностей и интересов студентов, их уровня владения языком; систематическое применение видеоресурсов в преподавании предмета «Иностранный язык в профессиональной деятельности» способствует повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Ключевые слова: иностранный язык в профессиональной деятельности, видеоресурсы, студенты технического вуза, мотивация, стимулирование интереса
Библиография:
1. Musikhin I. A. English for Specific Purposes: Teaching English for Science and Technology // ISPRS Annals of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences. 2016. V. III-6. P. 29–35.
2. Борисова П. В. Принципы разработки учебных пособий по английскому языку для специальных целей в техническом вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 80–93.
3. Пузатых А. Н. Использование видеоматериалов на занятиях по общему английскому языку и английскому языку для специальных целей (обзор интернет-ресурсов) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 3 (57), ч. 2. С. 208–211.
4. Mustafayeva M. A. Video as a Tool for Learning Foreign Languages // Достижения науки и образования. 2018. № 5 (27). Р. 37–38.
5. Петренко Л. А., Филиппов М. Н. Использование видеоматериалов в обучении языкам // Вестн. науки и образования северо-запада России. 2017. Т. 3, № 3. С. 108–115.
6. Иванова А. М., Малыгина Е. В. Возможности использования современного медиаконтента TED Talks в обучении английскому как второму иностранному // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2017. № 3. С. 49–57.
7. Chmel V. V. Use of Video Materials in Teaching English for Specific Purposes // Advanced education. 2015. № 4. P. 56–59.
8. Chan W. M., Chin K. N., Nagami M., Suthiwan T. Media in Foreign Language Teaching and Learning. Boston: Walter de Gruyter, 2011. 432 p.
9. Konoplianyk L. Use of Authentic Video Materials in Teaching ESP for Future Civil Engineers. URL: http://www.baltijapublishing.lv/download/pedpsy-science/23.pdf (дата обращения: 26.05.2019).
10. Chang Ch., Lui H. Language Learning Strategy Use and Language Learning Motivation of Taiwanese EFL University Students // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. 2013. V. 10, № 2. P. 196–209.
11. Grishaeva E. B. Changes and Challenges of Modern Society: what it Takes to reach a Near-Native Level of Foreign Language Proficiency // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2015. URL: elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/19885/20_Grishaeva.pdf?sequence=4&isAllowed=y (дата обращения: 25.05.2019).
12. Садовина Л. В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку: метод. материалы. Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. 28 с.
13. Коваленко Н. С., Колбышева Ю. В. Этапы работы с видеоматериалами на иностранном языке в техническом вузе (на примере института природных ресурсов ТПУ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 2 (9). С. 85–87.
14. Малетина Л. В. Ситуативная обусловленность речевой коммуникации // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13352 (дата обращения: 02.06.2019).
15. Авдеев А. П. Мотивы изучения иностранного языка // Образовательные технологии и общество. 2008. № 11 (4). С. 310–322.
16. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем. URL: http://psychlib.ru/mgppu/hre/hre-276.htm (дата обращения: 30.05.2019).
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 84 — 91
Скачиваний: 899