ШКОЛЫ С РАЗНЫМ ИНДЕКСОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШКАЛЫ SACERS
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-7-15
Введение. Проблема повышения качества образования актуализирует вопросы оценки и развития образовательных условий в образовательных организациях в целях обеспечения равных образовательных возможностей для всех обучающихся. Материал и методы. Исследование образовательной среды московских школ осуществлено с применением международной шкалы SACERS на рандомной выборке из 58 структурных подразделений образовательных комплексов, расположенных в восьми административных округах города Москвы. Результаты и обсуждение. Данные, полученные в ходе исследования образовательной среды, свидетельствуют о достаточном потенциале московских школ в плане взаимодействия между субъектами образовательного процесса, положительных тенденциях в обеспечении вариативности программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, благоприятных условиях, созданных в системе московского образования в плане профессионального развития педагогов. При этом в московских образовательных учреждениях имеются ограничения в плане обеспечения необходимыми условиями обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. Установлено, что школы разных районов Москвы и даже корпусов одного образовательного комплекса различаются в плане обеспечения равными образовательными условиями. Наибольшие различия выявлены в таких компонентах образовательной среды, как организация внеурочной деятельности, дополнительного образования и предметной среды для различных видов деятельности, создание условий для обучения и развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. В школах с более высоким индексом качества образовательной среды имеются достаточно однородные образовательные условия, которые обеспечивают относительно равный доступ к качественному образованию в сравнении с группой структурных подразделений с менее высоким индексом качества образовательной среды. Заключение. Качество образовательной среды московских школ обеспечивается содержательными компонентами, связанными со взаимодействием участников образовательного процесса, организацией учебного процесса и созданием условий для профессионального развития педагогов. Различия в сравниваемых образовательных организациях, определяющие неоднородность образовательных условий, связаны с такими характеристиками, как вариативность или единообразие в использовании ресурсов, наличие ресурса или его активное использование, систематичность работы или фрагментарность, ориентация на нормы контроля.
Ключевые слова: качество образования, образовательная среда, образовательные условия, индекс качества образовательной среды
Библиография:
1. Равенство образовательных возможностей в Российской Федерации. Глобальная практика Всемирного банка по вопросам образования: Доклад P164840. URL: http://documents.worldbank.org/curated/pt/947511544685131252/text/127743-WP-RUSSIAN-P164840-PUBLIC.txt (дата обращения: 19.04.2019).
2. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А. Индекс образовательной инфраструктуры регионов Российской Федерации: эффекты организационноуправленческих решений. URL: http://ioe.hse.ru/data/2017/02/21/1167684959 (дата обращения: 15.09.2019).
3. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2016–2017. М.: Российский учебник, 2018. 275 с.
4. Сведения о независимой оценке качества оказания услуг организациями за 2015 г. // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: https://bus.gov.ru/pub/topPpo-card/12778?ratingYear=2015 (дата обращения: 06.05.2019).
5. Сведения о независимой оценке качества оказания услуг организациями за 2016 г. // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: https://bus.gov.ru/pub/topPpo-card/12778?ratingYear=2016 (дата обращения: 06.05.2019).
6. Сведения о независимой оценке качества оказания услуг организациями за 2017 г. // Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. URL: https://bus.gov.ru/pub/topPpo-card/12778?ratingYear=2017 (дата обращения: 06.05.2019).
7. Environment Rating Scales Institute. URL: ersi.info (дата обращения: 21.09.2019).
8. Иванова Е. В., Виноградова И. А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66–79.
9. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Зададаев С. А. Исследование образовательной среды школы в контексте обеспечения равного доступа к качественному образованию // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 118–138. Doi.org/10.17853/1994-5639-2019-7-69-89
10. Иванова Е. В., Маякова Е. В. Международный инструментарий оценки качества образовательной среды // Всерос. с междунар. участием научно-практ. конф. «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» 1 декабря 2017 г., г. Саранск (Россия) / отв. ред. Н. В. Рябова. Саранск, 2017. С. 194–202.
11. Ivanova E. V., Vinogradova I. A. Scales SACERS: Results of the Study of the Educational Environment of Moscow Schools // European Journal of Contemporary Education. 2018. № 7 (3). Р. 498–510.
12. Маякова Е. В., Ходоренко Е. Д., Нестерова О. В. Модель развития условий реализации образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS: результаты обсуждений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № V12. С. 32–38.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 7 — 15
Скачиваний: 1026