ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» (НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ДИЗАЙНЕ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-77-85
Введение. Представлена актуальность применения информационных технологий при преподавании дисциплины «Цветоведение и колористика» по профилю обучения «Прикладная информатика в дизайне» направления подготовки «Прикладная информатика» бакалавриата. Дан анализ истории цветоведения и истории преподавания дисциплины «Цветоведение и колористика», а также обзор подходов практико-ориентированного обучения в учебной и проектной деятельности будущих информатиков в дизайне. Материал и методы. Были проведены традиционные лекционные, практические занятия и курсовое проектирование, а также занятия и курсовое проектирование с внедрением информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Цветоведение и колористика». Использовалась система LMS Canvas. Далее был проведен педагогический эксперимент в форме опроса с последующим анализом по результатам внедрения инновационных информационных методов в педагогический процесс. Результаты и обсуждение. Приведены примеры успешного применения информационных технологий и электронных образовательных ресурсов на кафедре АПД НИТУ МИСИС в преподавании дисциплины «Цветоведение и колористика» для студентов бакалавриата по профилю «Прикладная информатика в дизайне». С помощью средств электронного образовательного ресурса LMS Canvas создана цифровая среда «Цветоведение и колористика» по профилю «Прикладная информатика в дизайне» и организовано виртуальное взаимодействие преподавателя со студентами. В дополнении к классическим методам изучения дисциплины посредством LMS Canvas реализована возможность интерактивного обучения, позволяющая присылать работы для проверки в электронном виде. Появилась возможность активного обсуждения возникающих вопросов в режиме онлайн, дистанционной проверки присланных студентом предварительно сфотографированных или отсканированных работ и отправка работ, требующих дополнения или редакции на доработку. Система LMS Canvas позволяет структурировать и систематизировать теоретический материал в доступной для студента форме, контролировать сроки «открытия» и «закрытия» каждого следующего раздела дисциплины, устанавливать необходимые преподавателю «дедлайны», фиксировать даты контрольных работ и автоматически оповещать обучающихся об их приближении. Появилась возможность создания базы данных с электронными портфолио студентов для демонстрации работодателям. Обсуждение результатов внедрения инновационных информационных методов было реализовано с помощью электронного опроса с использованием Google Forms, который выявил рост интереса к дисциплине «Цветоведение и колористика» в процессе использования электронных обучающих ресурсов и повышение скорости освоения материала. Заключение. Применение информационных технологий в преподавании дисциплины «Цветоведение и колористика» на примере профиля «Прикладная информатика в дизайне» на кафедре АПД НИТУ «МИСиС» способствует повышению уровня приобретаемых обучающимися компетенций; зафиксирован рост интереса к дисциплине и увеличение понимания студентами направления подготовки 09.03.03 процесса дизайнерского проектирования. Введение информационных инновационных форм и методов обучения студентов позволяет усовершенствовать методические основы профессионального образования в области дизайна и способствует усилению творческой и профессионально-практической части обучения информатиков-дизайнеров.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, информатизация высшего образования, электронные образовательные ресурсы, прикладная информатика в дизайне, цветоведение, колористика
Библиография:
1. Алексеева Н. Р., Герасимова А. Г., Лавина Т. А. Подготовка будущего специалиста в области рекламы и дизайна к профессиональной деятельности в условиях использования информационных и коммуникационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. С. 106–111.
2. Иттен И. Искусство цвета / пер с нем. и предисл. Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2001. 96 с.
3. Ломоносова Н. В., Золкин Д. В. Методика создания и внедрения новой магистерской программы в условиях информатизации высшего образования // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2 (66). С. 52–57.
4. Алиева Н. З. Физика цвета и психология зрительного восприятия. М.: Издат. центр «Академия», 2008. 208 с.
5. Матюшин М. А. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. М.: Издатель Д. Аронов, 2007. 77 c.
6. Pantone Matching System. URL: http://tehtab.ru/Guide/GuidePhysics/LightAndColor/ColorCodification/ColorsMixing/ (дата обращения: 7.09.2018).
7. Ломоносова Н. В. Основные принципы проектирования системы смешанного обучения в вузе // Преподаватель XXI век. 2017. № 2, ч. 1. С. 64–71.
8. Ломоносова Н. В., Золкина А. В. Управление качеством самостоятельной работы студентов вуза в условиях системы смешанного обучения // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. научно-практ. конф. Калининград: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 236–243.
9. Осипова О. П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов // Народное образование. 2015. № 4. С. 127–133.
10. Осипова О. П. Основные этапы педагогического проектирования и экспертизы электронных образовательных ресурсов // Открытое и дистанционное образование. 2015. № 2 (58). С. 76–82.
11. Левченко Р. В., Мокрецова Л. О., Науменко О. М. Опыт использования современных программных средств в курсовой научно-исследовательской работе студентов: сб. тр. VII Междунар. научно-практ. интернет-конф. «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации» (КГП-2017). Пермь, 2017. С. 422–428.
12. Васильев А. А., Левченко Р. В., Морочко Я. Д., Науменко О. М. 3d-моделирование изделий из камня с использованием современных программных средств // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-техн. журн.). 2017. № 6. С. 391–396.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 77 — 85
Скачиваний: 827