СЕМАНТИКА ИРРЕАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ПЕЛЕВИНА: ПЕРЦЕПТИВНЫЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-57-64
Введение. Представлено исследование семантики восприятия, возникающей в процессе описания ирреальности как объекта чувственного опыта в творчестве В. Пелевина. Языковые единицы с перцептивной семантикой, обладая функционально-эстетической нагрузкой, играют важную роль в реализации формальных и смысловых аспектов организации художественного текста. Цель – изучить особенности языковой репрезентации феномена ирреальности в творчестве В. Пелевина на основе структурно-семантических моделей высказывания и лингвистических средств выражения семантики восприятия. Материал и методы. Исследование осуществляется при помощи метода лингвистического моделирования, нацеленного на изучение базовых компонентов структуры высказывания, и лингвостилистического анализа. В качестве материала выбран постмодернистский текст, который отражает активные процессы, происходящие в языковой системе, в частности романы В. Пелевина «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“» (1990-е гг.). Результаты и обсуждение. Установлено, что семантика восприятия реализуется на различных уровнях организации художественного текста. На структурно-семантическом уровне высказывания, помимо базовой модели перцептивной ситуации, выявлены модели, позволяющие актуализировать ирреальные объекты, которые становятся доступными чувственному восприятию персонажей. Для замещения позиции объекта чаще используются абстрактные и конкретные имена существительные и местоимения. Имена прилагательные и причастия, выступающие в качестве квалификатора, описывают разнообразные характеристики воспринимаемого. На уровне формальной организации текста репрезентация семантики ирреального обусловила усложнение синтаксического строя произведения (использование различных типов сравнительных конструкций, сопоставительных и противительных бессоюзных предложений, сложноподчиненных предложений с придаточными места и времени и др.). На стилистическом уровне семантику ирреальности реализуют средства художественной выразительности (метафора, метонимия, сравнение, персонификация и др.), в состав которых входят языковые единицы с перцептивным значением. Заключение. Репрезентация семантики ирреальности в творчестве В. Пелевина тесно связана с изображением перцептивных процессов. Особая роль отводится объектам восприятия, которые, обладая необычными качественными характеристиками, становятся предметом языковой актуализации на разных уровнях художественного текста.
Ключевые слова: ирреальность, перцептивная семантика, лингвистическое моделирование, объект восприятия
Библиография:
1. Исследования по теории грамматики: сб. ст. / ред. Ю. А. Ландер, В. А. Плунгян, А. Ю. Урманчиева. М.: Гнозис, 2004. Вып. 3: Ирреалис и ирреальность. 476 с.
2. Дрейфельд О. В. «Ирреальность» воображаемого мира героя и «неклассическая» литература ХХ в. // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 44–50.
3. Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. М.: Флинта, 2012. 322 с.
4. Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987. № 3. С. 3–19.
5. Ильинова Е. Ю. Художественный вымысел и его когнитивно-жанровая репрезентация // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 2: Языкознание. 2013. № 1 (17). С. 115–120.
6. Сутулина Л. Г. Метафорическая модель реальное–ирреальное в романе Хусто Наварро «La casa del padre» // Язык. Филология. Культура. 2015. № 1. С. 58–70.
7. Алленова Т. Ю. Категория ирреального ужасного и способы ее выражения в художественном пространстве Н. В. Гоголя (на материале языка повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»): автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2000. 22 с.
8. Авдевнина О. Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2013. 340 с.
9. Пелевин В. Чапаев и Пустота // Сайт творчества Виктора Пелевина. Электрон. дан. [Б. м.], 2020. URL: http://pelevin.nov.ru/romans/pe-pust/index.html (дата обращения: 12.10.2020).
10. Пелевин В. Generation «П» // Сайт творчества Виктора Пелевина. Электрон. дан. [Б. м.], 2020. URL: http://pelevin.nov.ru/romans/pe–genp/index.html (дата обращения: 12.10.2020).
11. Константинов А. В. Измененные состояния сознания // Большая Российская энциклопедия. М., 2008. Т. 11. 767 с.
12. Колесникова А. Ю. Лингвистическое моделирование ирреального в творчестве В. Пелевина: перцептивный аспект: дис. … канд. филол. наук. 2019. 204 с.
13. Авдевнина О. Ю. Семантика «состояние v. действие» в содержании перцептивных глаголов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. 2012. Т. 12, № 2. С. 10–18.
14. Башкова И. В. Грамматика восприятия в современном русском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. 24 с.
15. Лингвистическое моделирование ситуации восприятия в региональном и общероссийском дискурсе / Т. А. Демешкина, Н. А. Верхотурова, Л. Б. Крюкова, Н. В. Курикова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. 194 с.
16. Корычанкова С., Крюкова Л., Хизниченко А. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности. Брно: MUNI PRESS, 2016. 231 с.
17. Крюкова Л. Б., Хизниченко А. В., Сяохуань В. Субъект чувственного восприятия в семантическом пространстве рассказов А. П. Чехова // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 175–185.
18. Ремхе И. Н. Статус модели в лингвистических науках и ее реализация в когнитивном моделировании языка // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2007. № 8. С. 94–98.
19. Белошапкова В. А. Современный русский язык. М.: Высш. шк., 1989. 800 с.
20. Шмелёва Т. В. Семантический синтаксис. Текст лекций. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1988. 54 с.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 57 — 64
Скачиваний: 612