ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-1-43-53
Введение. Формирование профессиональной идентичности будущего профессионала является одной из наиболее актуальных тематик целого комплекса гуманитарных исследований. Тем не менее на сегодняшний день имеется ограниченное количество работ, непосредственно дающих теоретически обоснованные практические рекомендации относительно особенностей формирования профессиональной идентичности. Отмечается, что данный процесс должен сопровождаться серьезными лингвоаксиологическими исследованиями, в особенности, если речь идет о формировании иноязычной профессиональной идентичности преподавателя иностранных языков и культур. Цель работы заключается в выстраивании аксиологической концептосферы современного педагогического дискурсивного пространства и выявлении корреляционной зависимости лингвоаксиологического манипулирования и процесса формирования иноязычной профессиональной идентичности будущего преподавателя. Основными задачами исследования является формирование корпуса текстов исследования, проведение лингвопрагматического и контент-анализа отобранных текстов, выявление дискурсивных и аксиологических компонентов фрагментов педагогического дискурса для адекватного построения аксиосферы дискурса, определение уровня оказания манипулятивного (суггестивного) воздействия на адресата посредством актуализации выявленных элементов аксиосферы исследуемого дискурсивного пространства, обобщение полученных данных и определение особенностей самоидентификации личности преподавателя при восприятии им ценностно нагруженных текстов через соответствующее суггестивное воздействие. Материал и методы. Материалом исследования послужили 15 письменных текстов педагогического дискурса, составленные профессионалами для преподавателей английского языка и принадлежащие к конкретной структурной части книги – «Introduction» («Введение»). Используется комплексный метод анализа данных, совмещающий в себе метод дискурс-анализа, метод концептуального анализа, метод прагмалингвистического анализа, а также метод количественной обработки полученных данных. Результаты и обсуждение. В связи с многоаспектным характером исследования приводится развернутый литературный обзор, включающий в себя анализ тем профессиональной идентичности преподавателя, лингвоаксиологического фактора формирования идентичности и лингвистической содержательности продуктивного речевого манипулирования. Проведенное комплексное прагма-аксиологическое исследование выявило пять базовых аксиологических концептов, формирующих аксиологическую концептосферу исследуемого педагогического дискурса: DEVELOPMENT, ENJOYMENT, NOVELTY, EFFECTIVENESS, READINESS, вербализация каждого из которых представляет собой способ продуктивного манипулирования сознанием потенциального адресата. Манипулирование осуществляется за счет определенного функционального диапазона лексических единиц-вербализаторов данных концептов. Полученные результаты позволяют выстроить аксиологическую концептосферу рассматриваемого педагогического дискурсивного пространства, а также выявить корреляционную зависимость функционального диапазона прагма-аксиологически заряженных лексических единиц-вербализаторов с оказываемым на потенциального адресата манипулятивным воздействием. Заключение. Также для дальнейшего исследования представленной тематики выдвигается гипотеза культурного манипулирования, согласно которой имеющиеся в англосаксонской традиции ценностно-оценочные педагогические ориентиры детерминируют модель поведения педагогов, принадлежащих к другим культурноэтническим субстратам, но обучающихся по их методике.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, дискурс, аксиология, аксиосфера, концепт, манипулирование, преподавание иностранны
Библиография:
1. Giddens A. Modernity and self-identity: Self and society in the late modern age. Stanford, CA: Stanford University Press, 1991. 264 р.
2. Richards K. Language and Professional Identity: Aspects of collaborative interaction. Palgrave Macmillan: Basingstoke, Hants, New York, 2006. 245 р.
3. Багиян А. Ю., Ширяева Т. А. Методика концептуального лингвопроектирования профессиональной идентичности: подходы к разработке, сущность и перспективы // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Серия 2. Языкознание. 2018. Т. 17, № 4. С. 214–228.
4. Моногарова А. Г., Ширяева Т. А., Багиян А. Ю. Речевое поведение британских политиков в обсуждении Брексита: прагматика, гендер и коммуникативное доминирование в политическом медиадискурсе // Научный диалог. 2020. № 10. С. 114–127.
5. Fairclough N. Discourse and social change. Cambridge: Polity Press, 1992. 272 р.
6. Reisigl M. Critical discourse analysis // In R. Bayley, R. Cameron and C. Lucas (eds.), The Oxford handbook of sociolinguistics. Oxford: Oxford University Press, 2013. Р. 67–90.
7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Волгоград, 2002. 331 с.
8. Charmaz K. Constructing grounded theory: A practical guide through qualitative analysis (2nd ed.). London: Sage, 2014. 224 р.
9. Glaser B. G., Strauss A. L. The discovery of grounded theory: Strategies of qualitative research. Chicago: Aldine, 1967. 283 р.
10. Durmaz M., Yiğitoğlu N. Factors in the professional identity development of alternatively certified English languages teachers (ACELTs) // International Online Journal of Education and Teaching. 2017. № 4 (4). Р. 398–416.
11. Pillen M., Beijaard D., Den Brok P. Professional identity tensions of beginning teachers // Teachers and Teaching. 2013. № 19 (6). Р. 660–678.
12. Miller J. Teacher identity // The Cambridge guide to second language teacher education / Eds. A. Burns & J. C. Richards. New York, NY: Cambridge University Press, 2009. Р. 171–181.
13. Farrell T. S. C. Exploring the professional role identities of experienced ESL teachers through reflective practice // System. 2010. № 39. Р. 54–62.
14. Flores M. A., Day C. Contexts which shape and reshape new teachers’ identities: A multi-perspective study // Teaching and Teacher Education. 2006. № 22 (2). P. 219–232.
15. Kang Y., Cheng X. Teacher learning in the workplace: A study of the relationship between a novice EFL teacher’s classroom practices and cognition development // Language Teaching Research. 2014. № 18(2). P. 169–186.
16. Gur T. A discourse analysis: Professional identity development of language teacher candidates // Educational Research and Reviews. 2014. № 9 (15). P. 510–515.
17. Fajardo Castañeda J. A. Learning to teach and professional identity: Images of personal and professional recognition // PROFILE Issues in Teachers’ Professional Development. 2014. № 16 (2). P. 49–65.
18. Bagiyan A. Yu., Shiryaeva T. A., Tikhonova E. V., Mekeko N. M. The real value of words: how target language linguistic modelling of foreign language teaching content shapes students’ professional identity // Heliyon. 2021. V. 7, № 3. P. e06581.
19. Багиян А. Ю., Аракелова А. Р. О языковых способах формирования профессиональной языковой личности преподавателя иностранного языка // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 5. С. 322–333.
20. Мирошникова О. Х., Бермус А. Г. Статус и методологические принципы лингвокультурной педагогики высшей школы // Мир науки. 2017. Т. 5, № 1. С. 29.
21. Никитенко З. Н. Профессиональная подготовка учителя иностранного языка для дошкольного и начального школьного образования: аксиологическое измерение // Преподаватель XXI век. 2019. № 4-1. С. 63–68.
22. Чеверикина Е. А., Фатина М. Л. Психологическое манипулирование, психологическое насилие, психотерроризм в образовательной среде: к вопросу об определении понятий // Матрица научного познания. 2017. № 1-2. С. 89–101.
23. Седов К. Ф. Агрессия и манипуляция в повседневной коммуникации // Юрислингвистика-6: Инвективное и манипулятивное функционирование языка: межвузовский сб. науч. ст. / отв. ред. Н. Д. Голев. Барнаул: Алтайский ун-т, 2005. С. 89–105.
24. Седов К. Ф. Общая и антропоцентрическая лингвистика. М.: Изд. Дом ЯСК, 2016. 440 с.
25. Shiryaeva T. A., Arakelova A. R., Golubovskaya E., Mekeko N. M. Shaping values with “YouTube freedoms”: linguistic representation and axiological charge of the popular science IT-discourse // Heliyon. 2019. № 5 (12). P. e02988.
26. Щеглова Э. А. Склонность к манипулированию и формы ее проявления в профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Томск, 2009. 23 с.
27. Dakowska M. Teaching English as a foreign language: A guide for professionals. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN, 2005. 285 p.
28. Woodward T. Planning Lessons and Courses: Designing Sequences of Work for the Language Classroom (Cambridge Handbooks for Language Teachers). Cambridge: Cambridge University Press, 2001. 249 p.
29. Harmer J. How to teach English: new edition. Harlow: Pearson Education Limited, 2007. 288 p.
30. Lightbown P., Spada N. M. How languages are learned (4th ed.). Oxford: Oxford University Press, 2013. 304 p.
31. Bassnett S., Lefevere A. Constructing cultures: Essays on literary translation. Clevedon: Multilingual Matters, 1998. Vol. 11. 143 p
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 43 — 53
Скачиваний: 609