АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ВИДЕОБЛОГИНГА (НА ПРИМЕРЕ АНИМАЦИОННЫХ ВИДЕОРОЛИКОВ О ЗДОРОВЬЕ YOUTUBE-КАНАЛА «НАУЧПОК»
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-1-76-83
Введение. Аксиологичность научно-популярного дискурса обусловливается рефлексивно-ценностным аспектом научно-познавательной деятельности, преподнесением информации адресату через призму определенной оценки, особым ценностным статусом адресата в информационно-просветительской коммуникации, а также ценностным потенциалом экстралингвистического содержания информации как предмета коммуникации. Цель – описание аксиологического пространства видеоблога «Научпок» (на примере видеороликов тематической группы «здоровье») и языковых средств его конструирования. Материал и методы. В качестве материала были отобраны 50 видеороликов, связанных с тематикой здоровья, представленные на научно-популярном канале «Научпок» видеохостинга YouTube. Выбор материала аргументирован ролью видеоблогинга в распространении информации и формировании ценностных установок, популярностью канала «Научпок», универсальным характером ценности здоровья, модой и эстетизацией темы здоровья. В работе используются методы аксиологической лингвистики, которые дополняются элементами функционально-прагматического лингвистического анализа. Результаты и обсуждение. Главной структурообразующей ценностью в видеоблоге «Научпок» выступает информация, наблюдается установка на соблюдение таких аксиологических параметров научной информации, как объективность, обоснованность, доказательность, достоверность. В роликах авторы разрушают мифы, устойчивые в обществе. В повествование включается большое количество экспериментально доказанных фактов, исторических экскурсов и справок, цитат ученых, статистических данных и т. д. Аксиологический статус в научно-популярном видеоблогинге также получает качество доступности информации и ее подачи, будучи связанным с антропоцентричностью коммуникации, информационного и оценочного воздействия. Значительное место в достижении цели доступности занимают ресурсы поликодового текста. В роликах наблюдаются рациональные и эмоциональные типы оценки при аргументации. Проанализировано значение речевого жанра совета в аксиологическом пространстве видеоблога. Декларируемыми содержательными ценностями в видеороликах выступают здоровый образ жизни, спокойствие и здравый смысл как отсутствие паники, ответственность за себя и свое здоровье. Заключение. Результаты исследования могут иметь теоретическое и практическое значение для изучения аксиосферы научно-популярного видеоблогинга.
Ключевые слова: лингвоаксиология, видеоблогинг, «Научпок», научно-популярный дискурс о здоровье, ценности, оценка в языке
Библиография:
1. Баженова Е. А. Аксиологическое пространство научного текста // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 октября 2019 г.) / отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2019. С. 13–14.
2. Соколова Г. Н. Научная рациональность как ценность в формировании научно-технического прогресса // Социологический альманах. 2018. № 9. С. 84–96.
3. Ким И. Е., Ильина Д. В. Ценностные основания аргументации в научно-популярном тексте // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 октября 2019 г.) / отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2019. С. 244–246.
4. Газоян А. Г. Взгляд студентов и выпускников факультетов журналистики на профессиональные ценности научного журналиста: на грани между корректностью и доступностью изложения // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 90–93.
5. Шутова О. А. Категория оценки в научно-популярном дискурсе // Ученые записки Крымского федерального ун-та имени В. И. Вернадского. Филол. науки. 2013. № 1. С. 75–79.
6. Сидорова И. М. Влияние ценностей на характер научных дискуссий // Вестник Рыбинской гос. авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. 2013. № 4 (27). С. 63–72.
7. Багиян А. Ю., Аракелова А. Р. Концептуальное воплощение ценностей и антиценностей в научно-популярном дискурсе сферы информационных технологий как способ актуализации профессиональной аксиологической картины мира // Научный диалог. 2019. № 10. С. 61–78.
8. Тажетдинов Т., Мрочковский Н., Парабеллум А. Как стать первым на YouTube: секреты взрывной раскрутки. М.: Альпина Паблишер, 2018. 162 с.
9. Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасфера. 2016. № 11. С. 107–113.
10. Владимирова Т. Н., Рахманина К. П. Особенности создания средствами массовой информации научного контента для детской аудитории // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 8. С. 180–192.
11. Бейненсон В. А. Комикс как формат в отечественной мультимедийной журналистике // Челябинский гуманитарий. 2020. № 3 (52). С. 47–61.
12. Соколова И. С. Научно-популярная программа интернет-телевидения «Научпок» для подростков в контексте комиксной книжной популяризации естествознания // Медиачтения СКФУ: сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь: Сервисшкола, 2017. С. 304–308.
13. Баева Л. В. Этика и аксиология инновационной науки // Информационное общество. 2011. № 2. С. 43–49.
14. Беседина В. Г. Вербально-авербальная репрезентация ведущей деятельности подросткового возраста в ювенальном медиаиздании // Медиаскоп. 2012. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/node/1204 (дата обращения: 08.09.2021).
15. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд., доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
16. Данилов С. Ю. Речевой жанр «совет» в аксиологическом аспекте // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. Междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 октября 2019 г.) / отв. ред. Н. А. Купина. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2019. С. 240–241.
17. Кальва И. С., Дягилева Т. В. Особенности формирования ценностного мира молодого поколения инженеров в информационную эпоху // Вестник ЧелГУ. 2021. № 2 (448). С. 76–84.
Выпуск: 1, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 76 — 83
Скачиваний: 570