Обучение диалогической речи старших дошкольников с задержкой психического развития
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-26-32
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в число важных задач обучения и воспитания входит развитие речи и навыков общения детей со взрослыми и сверстниками. Формирование диалогических умений дошкольников является необходимым условием их социально-личностного развития. Данное требование в полной мере относится и к детям с задержкой психического развития (ЗПР). В статье представлен анализ диалогических высказываний дошкольников данной категории, определено содержание формирования умений участвовать в диалоге: реагировать на реплики и запрашивать информацию. В качестве эффективных средств обучения определяются коммуникативные ситуации, ролевые диалоги, разного рода игры и упражнения. Цель исследования – анализ педагогических условий эффективного формирования диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. В качестве основных опытно-экспериментальных методов использовались наблюдение и педагогический эксперимент, включающий ответы детей на разные типы вопросов (репродуктивные, объяснительные и альтернативные) и самостоятельное формулирование вопросов с опорой на визуальные схемы-подсказки. На основе проведенного опытно-экспериментального исследования, в котором участвовало 40 воспитанников старшей группы с задержкой психического развития в возрасте 5–6 лет, подтверждены характерные особенности развития диалога у детей с ЗПР. Отмечается, что при кажущейся простоте диалога, большей независимости от языковых норм дети рассматриваемой категории испытывали значительные трудности в построении и поддержании линии диалога. Констатирующий эксперимент, проведенный со старшими дошкольниками с задержкой психического развития, показал, что самостоятельное ведение диалога у большинства из них значительно затруднено и характеризуется рядом особенностей, связанных как с речевым отставанием, так и отставанием в развитии мышления и речемыслительной деятельности. Содержание формирующего этапа эксперимента включало работу по формированию способности отвечать на вопросы разной сложности и самостоятельно запрашивать информацию. Новизна исследования заключается в уточнении содержания работы по развитию навыков диалога в соответствии с лингвистической характеристикой данной формы речи; обновлении данных об особенностях диалогической речи и навыков общения у детей с ЗПР; определении этапности формирования диалогических умений данной категории дошкольников. Материалы исследования позволяют наметить новые стратегические ориентиры коррекционного вмешательства в области речевого, а именно коммуникативного развития дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: диалогическая речь, исследование диалогической речи у детей с ЗПР, формирование диалогических навыков, запрос информации, инициативная речь
Библиография:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 27 с.
2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.: Просвещение, 1982. 111 с.
3. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961. 27 с.
4. Ушакова О. С. Речевое развитие детей 3–7 лет: метод. пособие. М., 2018. 480 с.
5. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 220 с.
6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: вопросы психологии. М., 2006. 541 с.
7. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2017. 178 с.
8. Формирование диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевой игры. материалы междунар. науч. конф. памяти профессора В. В. Коркунова, посвященной 90-летию Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург, 23–24 апреля 2020 года / редкол.: Мохова С. Ю., Караулова Е. В. Екатеринбург, 2020. 453 с.
9. Шадрина Л. Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. 2012. № 4 (11). С. 326–329.
10. Баркер Л., Ватсон К. Искусство слушать. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 288 с
11. Кемп К., Картер М. Социальные навыки и социальный статус учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями // Педагогическая психология. 2002. Т. 22, № 4. С. 391–411.
12. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя. Минск: Народная асвета, 1989. 64 с.
13. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего дошкольника: книга для воспитателя. М.: Просвещение, 2006. 224 с.
14. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Академия, 2001. 312 с.
15. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие. СПб., 2013. 336 с.
16. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгжанковой. М., 2012. 181 с.
17. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М.: Школьная пресса, 2005. 80 с.
18. Коровякова О. В., Кубасов А. В. Формирование и развитие диалогической речи дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития в процессе беседы по картинке // Специальное образование. 2011. № 4. С. 43–49.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 26 — 32
Скачиваний: 737