Формирование этнокультурной идентичности школьников на материале южнорусского народного костюма
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-60-69
На основе трудов отечественных философов, социологов, педагогов, культурологов рассмотрено понятие «этнокультурная идентичность» и обоснована актуальность исследования. Экспериментальная работа по формированию этнокультурной идентичности обучающихся проводилась на материале южнорусского народного костюма. В силу своей яркости, знаковости, конструктивной простоты южнорусский народный костюм доступен и понятен для младших школьников и может быть использован в практике современной школы, поскольку мастерство создания и декорирования костюма передавалось от старших младшим членам рода в процессе непосредственного контакта в форме совместной деятельности. Проведенный констатирующий эксперимент показал, что при наличии у обучающихся определенной гражданской позиции и нравственных чувств их этнокультурная идентичность как качество личности находится на недостаточно высоком уровне сформированности. В экспериментальной группе проводились занятия, которые были направлены на формирование этнокультурной идентичности у обучающихся младшего школьного возраста по программе внеурочной деятельности «Я живу в России». В контрольной группе учебная и внеурочная деятельность осуществлялась в соответствии с учебным планом и планом воспитательной работы. В основе реализации программы внеурочной деятельности «Я живу в России» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает социально-педагогическую поддержку процесса становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России; переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся с учетом их возрастных, психологических и физиологических особенностей. Важная функция традиционного искусства состоит в том, что это уникальный способ передачи универсального и индивидуального человеческого опыта. Южнорусский народный костюм дает обучающимся уникальную возможность приобщиться к опыту предшествующих поколений, анализировать, участвовать в создании материального результата, приходить к пониманию красоты и самобытности костюмов разных народов, проживающих на территории России. В результате успешного применения материала южнорусского народного костюма развивается интерес к изучению истории страны, области, родного города; постепенно увеличивается объем работы на занятии как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к познанию нового, дети ждут креативных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске, помогают друг другу, создавая на занятиях коллективные проекты. В результате проведенного исследования показатели сформированности этнокультурной идентичности в экспериментальной группе увеличились по сравнению с результатами констатирующего этапа исследования. Этому способствовало проведение с обучающимися занятий по внедренному в образовательный процесс начальной школы курсу внеурочной деятельности «Я живу в России», построенному на материале южнорусского народного костюма.
Ключевые слова: дополнительное образование, личность, младший школьный возраст, обучающийся, основное общее образование, традиционная культура, этнокультурная идентичность, южнорусский народный костюм
Библиография:
1. Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекции 1–32. URL: http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0020.shtml (дата обращения: 30.10.2022).
2. Сараева Е. Л. Н. М. Карамзин о сохранении национальной идентичности русского народа в условиях дихотомии Россия – Запад // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-m-karamzin-osohranenii-natsionalnoy-identichnosti-russkogo-naroda-v-usloviyah-dihotomii-rossiya-zapad (дата обращения: 02.11.2022).
3. Лосский Н. О. Характер русского народа. М.: Даръ, Издательский cовет Русской Православной Церкви, 2005. 334 с.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с. URL: https://rusinst.su/docs/books/V.S.Soloviev-Opravdanie_dobra.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
5. Менделеев Д. И. Заветные мысли. URL: http://dugward.ru/library/mendeleev/mendeleev_zavetnye_mysli.html#005 (дата обращения: 30.10.2022).
6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 160 с. URL: https://www.studmed.ru/view/abulhanovaslavskaya-ka-strategiya-zhizni_9584dd05e41.html?page=16 (дата обращения: 27.10.2022).
7. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.
8. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. М.: Академический проект, 2000. 496 с.
9. Чайковская Е. Н. Формирование национально-этнической идентичности личности как условие сохранения языка и культуры коренных малочисленных народов Сибири в условиях поликультурного региона (часть 1) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. Вып. 4 (157). С. 98–101. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/chaykovskaya_e._n._98_101_4_157_2015.pdf (дата обращения: 30.10.2022).
10. Комиссаржевский Ф. Ф. История костюма. М.: Просвещение, 2016. 359 с.
11. Глебушкин С. А. Традиционный русский костюм XIX–XX веков из собрания Сергея Глебушкина. М.: Северный паломник, 2008. 736 с.
12. Калашникова Н. М. Народный костюм в контексте традиций российской культуры: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 1999. 39 с.
13. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М.: Наука, 1984. 219 с. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/maslova/text.pdf (дата обращения: 30.10.2022).
14. Ху Яньли. Концепция китайской культуры в контексте глобализации // Общество: философия, история, культура. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-kitayskoy-kultury-v-kontekste-globalizatsii (дата обращения: 30.10.2022).
15. Балашова К. И. Национальные культуры в контексте всемирной глобализации // Молодой ученый. 2021. № 27 (369). С. 291–294. URL: https://moluch.ru/archive/369/83035/ (дата обращения: 30.10.2022).
16. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. 511 с.
17. Куфтин Б. А. Материальная культура русской Мещеры. Ч. I: Женская одежда: рубаха, понева, сарафан. М.: ГМЦПО, 1926. 164 с.
18. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура: учеб. пособие. Т. 1. М., 2005. 447 с.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 60 — 69
Скачиваний: 482