Национально-психологические и культурные особенности иностранных студентов как фактор, влияющий на их академическую адаптацию
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-6-69-76
В настоящее время процессы глобализации затрагивают образовательные системы во всем мире. Обучение иностранных студентов в российских высших учебных заведениях обеспечивает установление и укрепление международных связей, способствует росту престижа российского образования, а также выступает фактором повышения качества и эффективности высшего образования в нашей стране. Таким образом, организация эффективного и качественного процесса обучения иностранных студентов является приоритетной задачей российских высших учебных заведений во всех регионах Российской Федерации. Процесс обучения иностранных студентов на всех этапах необходимо организовывать с учетом их национально-психологических, культурных, этносоциальных особенностей. Кроме того, индивидуальные национально-психологические и этносоциальные особенности могут влиять на скорость и качество процессов адаптации иностранных студентов к новой социокультурной и академической среде российских высших учебных заведений. Следует отметить, что образовательное пространство российских высших учебных заведений в свою очередь является средой, оказывающей значительное влияние на адаптационные процессы иностранных студентов дальнего зарубежья, что напрямую связано с академической успешностью иностранных студентов. Поэтому организованное должным образом образовательное пространство российских высших учебных заведений, учитывающее национально-психологические, культурные, этносоциальные особенности иностранных студентов, является важным педагогическим условием их качественной и эффективной профессиональной подготовки. Следовательно, рассмотрение данного вопроса является актуальным и своевременным, что позволит в дальнейшем разработать необходимые рекомендации для профессорско-преподавательского состава российских высших учебных заведений по организации учебного процесса для иностранных студентов дальнего зарубежья. Цель статьи – обобщение и характеристика специфических национальных, психологических, культурных, этносоциальных особенностей иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока). В статье скомпонованы основные национальные, психологические, культурные, этносоциальные характеристики иностранных студентов из стран дальнего зарубежья (Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, арабских стран Ближнего Востока).
Ключевые слова: национально-культурные особенности, национально-психологические особенности, социально-психологический портрет, индивидуально-личностные особенности, иностранные студенты, высшее образование, речевое общение, национальное коммуникативное поведение, этносоциокультурные особенности, академическая адаптация
Библиография:
1. Крупнов А. И., Шептура А. В. Психологические различия в проявлении адаптивности у различных групп иностранных студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2014. № 3. С. 66–70.
2. Рахимов Т. Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. 2010. № 4 (12). С. 123–136.
3. Максимчук Е. Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7, № 1. С. 34–40.
4. Гейченко Е. И., Васецкая Л. И., Хейлик В. Д. Этнопсихологические особенности иностранных студентов и национальные различия их образовательных систем // ScienceRise. 2015. Т. 2, № 1 (7). С. 77–82.
5. Филимонова Н. Ю., Романюк Е. С. Национально-психологические особенности студентов из Китая, Вьетнама и Южной Кореи // Актуальные вопросы профессионального образования. 2019. № 3 (16). С. 15–19.
6. Колосова Т. Г. О некоторых культурных особенностях представителей стран Арабского Востока, Китая и Вьетнама в контексте формирования межкультурной компетентности преподавателя // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2014. № 3. С. 122–125.
7. Шевелева С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 12 (102). С. 115–118.
8. Кашпирева Т. Б. Социально-культурные аспекты обучения русскому языку студентов из КНР в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 19–24.
9. Рыкова С. А., Киришева И. Е. Социально-культурные и личностные особенности социализации иностранных студентов (на примере китайских студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса) // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8523 (дата обращения: 13.04.2023).
10. Зубарева А. В., Фролова О. А. К вопросу выражения эмоций в преподавании русского языка как иностранного обучающимся из стран Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона // Педагогическое образование в России. 2016. № 11. С. 47–51.
11. Владимирова Т. Е. Этнокультурная компетентность преподавателя как актуальная методическая проблема // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2018. Т. 15, № 4. С. 573–583.
12. Резников Е. Н. Этнопсихологические характеристики студентов из стран Латинской Америки // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 3. С. 13–20.
13. Антонова Ю. А. Национально-психологический портрет китайского студента, изучающего русский язык // Филологический класс. 2022. Т. 27, № 2. С. 161–171.
14. Тимошенкова Г. Ю., Федотова Н. В. Коммуникативно ориентированное изучение иноязычной и родной культур при формировании интегративных коммуникативных умений межкультурного общения // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2015. № 4 (18). С. 86–90.
15. Демин А. А., Дунаева О. Н. Этносоциокультурные особенности студентов из стран Восточной Азии обучающихся в российских вузах (на примере Китая и Японии) // Россия – Япония: политика, история и культура: сб. ст. и докл. участников междунар. науч.-практ. конф. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2018. С. 73–78. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/150936 (дата обращения: 15.04.2023).
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 69 — 76
Скачиваний: 298