«Марк Антоний, или Клеопатра» (1635) Ж. Мерэ: классицистическая трагедия в поиске новых принципов драматизации исторического сюжета
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-3-141-151
Трагедия «Марк Антоний, или Клеопатра» Ж. Мерэ рассматривается как явление переходное, что служит характерным признаком французского театра 30-х гг. XVII в. – периода возвращения на сцену трагедийного жанра и предпринимаемых драматургами (Ж. Мерэ, Ж. де Ротру, П. Корнелем, Ж. де Скюдери) усилий его поэтологического обновления. Акцент делается как на связи текста Мерэ с гуманистической трагедией XVI в. (в частности, с текстами Э. Жоделя «Пленённая Клеопатра» и Р. Гарнье «Марк Антоний»), что прослеживается в отчетливо выраженной риторической природе драматургического дискурса – большая часть высказываний главных действующих лиц строится по принципу официальной, публичной речи, выстраиваемой в строгом соответствии с политической ролью (идея истории как театра), так и на установке автора на оригинальность разработки известного сюжета, что просматривается в широте охвата и смысловом усложнении исторической событийности, достигаемых в том числе и за счет вытеснения любовной линии интриги. Выведенная на первый план история оказывается лишена драматизма – в ней не обнаруживается конфликтности, трагедийного напряжения, так что Мерэ вынужден возвращаться к любовному конфликту как двигателю сценического действия, которое активизируется посредством введения фигуры Октавии – первой жены Антония и соперницы Клеопатры. При заметных попытках Мерэ перестроить структурные основы трагедии и апробировать новые принципы драматизации истории наблюдаемое в дискурсивном поведении героев значительное расхождение личного и официально-ролевого планов приводит к неопределенности, провалам значимых смыслов в событиях и деталях, а также в самих характерах персонажей и их взаимоотношениях. Решительная перестройка традиционных сюжетно-композиционных звеньев трагедии наряду с обнаружением продуктивных механизмов идейно-смыслового конфликтного напряжения будет осуществлена только Корнелем, который сможет найти качественно новые способы драматизации исторического материала, прямым предварением чему и являются эксперименты Мерэ.
Ключевые слова: трагедия, гуманистическая драма, исторический сюжет, любовная интрига, риторика, публичная роль
Библиография:
1. Boullé J. La tragédie au XVI siècle. P.: Librairie Larousse, 1948. 145 p.
2. Buron E., Halévy O. Lecture d`Étienne Jodelle // Presses universitaires de Rennes. 2013. URL: http: www.pur-editions.fr (дата обращения: 10.11.2023).
3. Tournon A. La Renaissance dans les lointains // Bulletin de l`Association d`étude sur l`humanisme, la réforme et la renaissance. 2009. № 69. P. 29–30.
4. Charpentier F. Pour une lecture de la tragédie humaniste. Jodelle, Garnier, Montchrestien. Saint-Ètienne: Presses Universitaires de Saint-Ètienne, 1979. 78 p.
5. Gras M. Robert Garnier, son art et sa méthode. Gèneve: Droz, 1965. 160 p.
6. Sakharoff M. Le héros, sa liberté et son efficacité. De Garnier à Rotrou. Paris: Nizet, 1967. 204 p.
7. Delmas Ch. La tragédie de l`âge classique (1553–1770). Paris: Seuil, 1994. 254 p.
8. Forsyth E. La Tragédie française de Jodelle à Corneille (1553–1640). Le thème de la vengeance. Paris: Champion, 1994. 484 p.
9. Louvat B. Pour une autre histoire du théâtre français du XVII-e siècle // Apropos. Perspective auf die Romania. Hamburg University Press. 2018. № 1. P. 109–126. URL: http:journals.sub.uni-hamburg.de/apropos/article/view/1255/1135 (дата обращения: 09.03.2024).
10. Lochert V., Vuillermoz M., Zanin E. Tragédie / Tragi-comédie // Le Théâtre au miroir des langues. France, Italie, Espagne. XVI–XVII siècles. Genève: Droz, 2018. P. 63–91.
11. Mazouer Ch. Le Théâtre français de la Renaissance. Paris: Honoré Champion, 2013. 505 p.
12. Lazard M. Tragédie humaniste // Précis de littérature française du XVI siècle. La Renaissance. Paris: PUF, 1991. P. 68–95.
13. Dobby-Poirson Fl. Le Pathétique dans le théâtre de Robert Garnier. Paris: Champion, 2006. 662 p.
14. Dotoli G. Charles Dédéyan, précurseur de la critique sur Jean Mairet: La Sophonisbe // Revue de littérature comparée. 2010. № 4. P. 437–444.
15. Mairet J. Marc Antoine, ou la Cléopâtre. Paris, Hachette – Bnf, 2012. 109 p.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ МИРА
Страницы: 141 — 151
Скачиваний: 200