КОНСТРУИРОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВЫЯВЛЕНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-109-117
В связи с переходом высшего образования на новые стандарты, основанные на компетентностном, личностно ориентированном и деятельностном подходах к обучению, возникает проблема диагностики готовности будущих учителей математики к профессиональной деятельности. Понятие «готовность к профессиональной деятельности» связано с понятием «профессиональная компетентность». Анализ работ, посвященных диагностике профессиональной компетентности с точки зрения психодидактики, позволяет выделить некоторые требования к диагностике будущих учителей математики к профессиональной деятельности: диагностика должна осуществляться в форме мониторинга, тем самым реализуется ее развивающая функция; мониторинг предполагает использование средств педагогической поддержки в случае учебных затруднений у диагностируемых, тем самым реализуется обучающая функция диагностики; он должен включать средства обеспечения самодиагностики, тем самым реализуется воспитательная функция диагностики. Конструирование диагностических материалов для данного мониторинга осуществлялось на примере диагностики готовности будущих учителей математики к обучению решению текстовых задач – одной из важных составляющих математической подготовки. В соответствии со структурой процесса решения задач, исходя из требований к диагностике, разработаны учебные тексты, позволяющие будущим учителям математики оценить свою готовность по следующим направлениям профессиональной деятельности: анализ затруднений учащихся при решении задач; методическая работа на этапе анализа условия задачи; использование различных методов решения текстовых задач; осуществление дополнительной работы над задачей; конструирование заданий, направленных на обучение решению задач; сравнение, распознавание и конструирование обучающих текстов; использование историко-методического опыта обучения решению задач.
Ключевые слова: диагностика готовности будущих учителей к профессиональной деятельности, мониторинг, учебные тексты, обучение решению текстовых задач
Библиография:
1. Бубнова Л. М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования: cб. науч. тр. по итогам междунар. науч.-практ. конф. № 2. Самара, 2015. 241 с.
2. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.
3. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Развивающие учебные тексты как средство интеллектуального воспитания учащихся. М.: Институт психологии РАН, 2016. 200 с.
4. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора – к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 6–13.
5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
6. Сясина Т. В. Диагностика сформированности методической компетентности преподавателя математики // Вестник ТОГУ. 2012. Вып. 4 (27). С. 249–258.
7. Цымбал С. Н. Формирование рефлексивного опыта студентов физико-математического факультета в курсе теории и методики обучения математике // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 6 (69). С. 70–75.
8. Стефанова Н. Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: дис. … д-ра пед. наук. СПб., 1996. 366 с.
9. Федотова Е. Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран (на опыте США, Германии, Дании): дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2003. 373 с.
10. Прищепа Т. А. Особенности подготовки педагогов к инновационной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 47–52.
11. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Ярославль, 2007. 43 с.
12. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики к осуществлению личностно ориентированного обучения учащихся. Брянск: Изд-во Брянского гос. ун-та, 2003. 225 с.
13. Матушкина З. П. Методика обучения решению задач: учеб. пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. 154 с.
14. Гельфман Э. Г., Демидова Л. Н. Алгебра: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 272 с.
15. Гельфман Э. Г., Демидова Л. Н. Алгебра: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 264 с.
16. Математика: учебная книга и практикум для 6 класса: в 2 ч. Ч. 1. Делимость чисел / Э. Г. Гельфман, С. Я. Гриншпон, Л. Н. Демидова и др. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 184 с.
17. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Математика: методическое пособие для 5 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 231 с.
18. Дьяченко М. В. Формирование методической компетенции студентов педагогических вузов для создания и проведения интегрированного курса «иностранный язык + экология» (на материале английского языка): дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 228 с.
19. Пенская Ю. К. Формирование текстовой компетентности будущих учителей математики в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2012. 177 с.
20. Диагностика состояния актуальных проблем математического образования. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального ун-та, 2014. 206 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
Страницы: 109 — 117
Скачиваний: 769