МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СООРГАНИЗАЦИЯ РАЗНЫХ МОДЕЛЕЙ, СПОСОБОВ И СРЕДСТВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-56-60
Введение. Освещается проблема организации методической деятельности школьного учителя и вузовского преподавателя. Методическая деятельность является важнейшей составляющей профессиональной деятельности преподавателя, поэтому важно понимать, какими способами она может быть организована. Данный аспект важен не только для преподавателей частных методик, но и для любого преподавателя высшей школы, так как он является методистом – организатором усвоения учебного материала студентами. При подготовке магистрантов как потенциальных преподавателей важно учить их разным способам организации методической деятельности. Материалы и методы. Статья написана на основе обобщения автором опыта преподавания курса для магистрантов «Методика преподавания коммуникативных дисциплин», а также многолетнего опыта преподавания курса методики обучения русскому языку будущим учителям начальной школы. Студенты магистратуры не только знакомились с данными способами на лекциях, но и активно обсуждали их в режиме тьюториала. Использован сравнительно-сопоставительный анализ репродуктивного, конструктивного, исследовательского способов организации деятельности. Результаты и обсуждение. Дана характеристика разных способов организации методической деятельности: репродуктивного, конструктивного, исследовательского (классификация Л. А. Никитиной). Использованы следующие критерии сравнения: позиции участников совместной образовательной деятельности, предмет методической деятельности, методические средства, особенности работы с учебной информацией, организация образовательной среды, результат. Реализация каждого способа предполагает владение преподавателем определенной моделью профессиональной деятельности (учебно-методической, научно-описательной и научно-педагогической) и моделями взаимодействия между преподавателями и студентами. Заключение. В качестве основного принципа организации методической деятельности предлагается соорганизация и взаимная дополнительность разных способов. Способы соотносятся с разными моделями организации совместной деятельности преподавателя и учащихся и представляют собой методическую надстройку над общепедагогическим и коммуникативным базисом преподавателя высшей школы. Владение ими обогащает методический инструментарий и кругозор педагога и позволяет реализовывать разные методические сценарии учебных занятий.
Ключевые слова: преподаватель, методическая деятельность, способы организации, модели взаимодействия
Библиография:
1. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1992. С. 16–200.
2. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 52–58.
3. Никитина Л. А. Влияние исследовательской компетентности на качество методической подготовки педагога. Барнаул: АлтГПА, 2009. 205 с.
4. Поздеева С. И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка. Томск, 2013, С. 90–104.
5. Познер Р. Рациональный дискурс и поэтическая коммуникация: методы лингвистического, литературного и философского анализа / науч. ред. И. П. Кужелева-Саган; пер. с англ. С. С. Носовой. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 296 с.
6. Plotnikova N. N., Pozdeeva S. I. Forms of organizing collective educational activity in primary school // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. P. 51–58.
7. Pozdeeva S. I. The collaborative teacher pupil activity as a condition of children communicative competence development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 206. Р. 333–336.
8. Прозументова Г. Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
9. Никитина Л. А., Поздеева С. И. Педагогическое наследие Г. Н. Прозументовой как ориентир для педагогической науки и практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 4 (10). С. 7–14.
10. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007. 448 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 56 — 60
Скачиваний: 876