ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ КУРАТОРОВ И ТЬЮТОРОВ В ВУЗАХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-148-156
Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» вузы могут самостоятельно разрабатывать и утверждать программы воспитания и календарные планы воспитательной работы в образовательных программах бакалавриата и специалитета. Следовательно, активная фаза воспитания молодежи должна быть продолжена сегодня за пределы школьного образования в высшую школу. Это требует реанимации воспитательного потенциала университетов и обновления системы воспитания студентов в них. Основная задача реализации календарных планов воспитательных мероприятий ложится на плечи вузовских кураторов и тьюторов. Цель – сопоставление воспитательных ролей кураторов и тьюторов в высшем образовании. Материал и методы. Материалом исследования послужили диссертационные работы и статьи в педагогической периодике, посвященные исследованию деятельности кураторов и тьюторов вузов, а также результаты практической организации работы коллектива кураторов в техническом вузе. В исследовании использован метод контекстного анализа публикаций и постановки педагогического эксперимента по выявлению эффективности воспитательной работы кураторов студенческих групп. Результаты и обсуждение. Установлено, что в отличие от тьюторов профессиограмма кураторов в вузах законодательно не определена, их должностные обязанности регламентируются местными актами, устанавливаемыми вузами самостоятельно. В деятельности куратора выделен ряд функций, сопутствующих воспитанию. Сопоставление функциональных обязанностей тьюторов и кураторов показывает общность их воспитательных ролей, обе категории являются наставниками молодежи, реализующими неформальную передачу знаний и социального опыта, оказывающими помощь в личностном и профессионально развитии, адаптации, гармоничном развитии. Рассмотрена организация деятельности кураторов в Томском политехническом университете. Данная деятельность основывается на педагогике сотрудничества и направлена на создание оптимальных условий для саморазвития студентов. Определено, что куратором академической группы является сотрудник образовательного учреждения, входящий в профессорско-преподавательский состав, осуществляющий тьюторское сопровождение и академическое руководство группой студентов, организующий образовательную и внеучебную деятельность обучающихся. Заключение. Сделан вывод, что для полноценной реализации деятельности кураторов академических групп в техническом университете требуется создание соответствующей системы организационно-методического сопровождения данной деятельности, включающей психолого-педагогическую подготовку кураторов.
Ключевые слова: воспитание, высшая школа, институт кураторов, тьюторы, тьюторское сопровождение
Библиография:
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». URL: https://rg.ru/2021/01/11/molodez-dok.html (дата обращения 25.06.2021).
2. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса. Тюмень. 2009. URL: http://lit.lib.ru/t/trushnikow_d_j/sistemawospitanijainzhenernyhkadrowhtm.shtml (дата обращения 25.06.2021).
3. Шрамко Н. В. Основы тьюторства: курс лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений; Уральский гос. пед. ун‑т. Екатеринбург: 2018. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/10144/1/uch00274.pdf (дата обращения 25.06.2021).
4. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю. Профессия «тьютор». Москва; Тверь: СФК-офис, 2012. 246 с.
5. Гедгафова Л. М. Тьюторское сопровождение студентов высших учебных заведений: сравнительный анализ зарубежной и российской практики: автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2014. 22 с.
6. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Воспитательный процесс в вузе как система // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102–106.
7. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. 2009. № 8. С. 151–154.
8. Макарова В. Н. Воспитательный процесс в современном вузе: проблемы и пути их решения // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2015. № 2 (65). С. 280–285.
9. Рогалева Г. И. Опыт работы вузов в организации воспитательной деятельности // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2012. № 1. С. 228–234.
10. Зимина Е. В., Могутнов В. П., Смирнова В. М. Институт кураторства в инновационном вузе: учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2015. 194 с.
11. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2010. 26 с.
12. Ерошенкова Е. И. Формирование профессионально-ценностной установки будущего учителя в деятельности куратора студенческой группы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Белгород, 2008. 26 с.
13. Акутина С. П., Щелина Т. Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. М. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173–178.
14. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Воспитательный функционал кураторской деятельности в организациях высшего образования // Наука. Теория. Практика. 2015. № 2. С. 14–18.
15. Стародубцев В. А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 75–87.
16. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика. URL: https://studme.org/47018/psihologiya/vospitanie_vuze (дата обращения: 25.06.2021).
17. Жук О. Л., Богомазов А. П. Теоретико-методические основы воспитания студентов в современном университете // Вышэйшая школа. 2014. № 6. С. 3–8.
18. Богданова Р. У. Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: метод. пособие. СПб.: Центр информатизации образования КИО, 2008. Вып. 9. 87 с.
19. Платова Е. Э., Сафин Ф. Ю., Фортунатов В. В. Воспитание студентов в современных условиях: проблемы и пути их решения / под ред. проф. А. А. Оводенко; ГУАП. СПб., 2006. 112 с.
20. Бельская Е. Я. Система организационно-методического сопровождения деятельности кураторов академических групп в техническом университете: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2021. 214 с.
21. Belskaya E., Moldovanova E., Rozhkova S., Tsvetkova O., Chervach M. University Smart Guidance Counselling // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2016. Vol. 59. P. 39–49. URL: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_4 (дата обращения 25.06.2021).
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 148 — 156
Скачиваний: 514