Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 17.05.2025
Главная Выпуски журнала 2023 Год Выпуск №2 Условия формирования языковой среды в высших учебных заведениях с целью межкультурного и профессионального развития студентов нелингвистических направлений подготовки
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Условия формирования языковой среды в высших учебных заведениях с целью межкультурного и профессионального развития студентов нелингвистических направлений подготовки

Шульгина Елена Модестовна, Савицкая Ирина Семеновна, Житкова Елена Викторовна

DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-70-76

Информация об авторе:

Шульгина Е. М., кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). Савицкая И. С., старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). Житкова Е. В., кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050).

Цель статьи – рассмотреть ключевые тенденции и трансформации, происходящие в настоящий период в обществе, влияние цифровизации на концепцию современного образования, которую диктует современная ре альность в условиях сегодняшнего социокультурного контекста. В статье была предпринята попытка исследо вать условия для формирования и развития новой инфраструктуры в рамках мультикультурной образователь ной среды; как эта образовательная среда реагирует на вновь возникающие вызовы и проблемы и что застав ляет нас переосмыслить парадигму существующей образовательной языковой среды в вузе. Из этого следует, что концепция создания новой благоприятной межкультурной образовательной среды имеет важное значение для современных вузов, особенно в многоязычной и мультикультурной среде университета. Данная концепция определяет основные направления технологических и организационных изменений в образовании в рамках современного вуза путем поиска новых механизмов, методов, алгоритмов управления образовательным про цессом при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки с усиленной про фессиональной компонентой. Главной задачей для поиска механизмов с целью управления процессом обуче ния иностранному языку в современном вузе является их последующее преобразование и, как результат, фор мирование и развитие новой особой языковой среды, которая может быть сформирована при специально со зданных условиях с целью повышения эффективности, надежности и качества профессионального образова ния. Кроме того, формирование языковой среды в контексте вуза в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов-нелингвистов на новой основе позволяет изменить логику процессов обучения и перейти к новым формам обучения, в том числе онлайн-обучению, основанным на внедрении цифровых тех нологий с учетом личностно-профессионального развития и междисциплинарных особенностей. В статье ав торы предлагают рассмотреть условия развития благоприятной образовательной среды в рамках концепции «Большой университет», где ключевым элементом является лингводидактическая городская среда с активной языковой практикой. Есть предположение, что цифровая трансформация, происходящая в образовании в рам ках изменения философии иноязычного обучения, позволит так или иначе повысить профессиональную со ставляющую у обучаемых, включая их навыки и умения, за счет доступности, а именно путем использования профессионального межличностного общения в рамках иноязычной городской среды. В статье приводится ряд примеров успешных проектов, позволяющих привлекать как отечественных специалистов, включая теку щий профессорско-преподавательский состав, так и иностранных экспертов и обучающихся бакалавриата, ма гистратуры, аспирантуры.

Ключевые слова: языковая среда, образовательная среда, «Большой университет», межкультурная среда, профессиональное развитие студентов

Библиография:

1. Crichton S., Carter D. Taking Making into the Schools: An Immersive Professional De-velopment Approach // Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age. Hershey PA: Information Science Reference. 2015. Р. 412–438. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-8403-4.ch016

2. Macintyre L., Crichton S. Innovation’s Renewing Potential: Seeing and Acting Mindfully Within the Fecundity of Educative Experiences // Education & Culture. 2015. Vol. 31 (2). Р. 27. https://doi.org/10.1353/eac.2015.0010

3. Petrova G., Medvedeva L., Nadezhdina E. The distance education better meets the idea of lifelong learning education, self-conducted education in modern society // Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). p. RUDN University. Moscow, 2019. Р. 599–606. https://doi.org/10.22363/09669-2019-599-606

4. Томские университеты будут «укреплять друг друга» в рамках государственной программы «Приоритет 2030». URL: https://www.riatomsk.ru/article/20210330/vuzi-tomska-gosprogramma-prioritet-2030 (дата обращения: 03.01.2021).

5. Wulandari W., Noor A. Foreign Language Learning, Environment, and their Influence on Moslem Teenage Learners’ Identity // The 5th International Conference on Energy, Environ-mental and Information System (ICENIS 2020). 2020. Vol. 202. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020207043

6. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеология: Настоящий человек. Каков он и как им становятся. СПб.: Речь, 2010. 224 с.

7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М.: РАГС, 2000.

8. Obdalova O. Content-Based EFL Teaching to Undergraduate Science Students: A Dis-course Perspective // Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices. IGI Global. 2020. Р. 208–225. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch012

9. Sağlam G., Sali P. The Essentials of the Foreign Language Learning Environ-ment: Through the Eyes of the Pre-service EFL Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. Р. 1121–1125. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.342

10. Hanifah U., Rakhmawati I. The Prominence of Creating Language Environment in Devel-oping Arabic and English Speaking Skills in Islamic Universities. Proceedings of the Inter-national Conference on English Language Teaching (ICONELT 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 434. Р. 271–273. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200427.054 (accessed 26.12.2021).

11. Obdalova O., Minakova L., Soboleva A. Developing academic skills via Greek and Latin vocabulary teaching. Lecture Notes in Networks and Systems // Proceedings Intergrating Engineering Education and Humanities for Global Perspectives, Springer Nature, Switzer-land, 25–27 March 2020, St. Petersburg, Russia. 2020. Vol. 131. Р. 376–386. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7

12. Юкико И. B. «Международный бакалавриат» в Японии и Азии // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 25–27.

13. Global Education Monitoring Report 2016, Education for People and the Planet, Creating Sustainable Futures for All. Homepage. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245752e.pdf (дата обращения: 26.12.2021).

14. Shulgina E., Savitskaya I., Mitchell P. Academic conferences as a tool for language skills development in non-language majoring university students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. № 907. Р. 224–236. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_25

15. Синьянь Л. Государственная политика и роль английского языка в высшем образовании // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 20–22.

16. Martin Heidegger. Sein Und Zeit: Gesamtausgabe: 1 Abteilung: Veroffentlichte Schriften 1914–1970. German Edition. Band 2. Verlag Vittorio Klosterman, 2018.

shulgina_elena_modestovna_70_76_2_226_2023.pdf ( 407.46 kB ) shulgina_elena_modestovna_70_76_2_226_2023.zip ( 400.66 kB )

Выпуск: 2, 2023

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Страницы: 70 — 76

Скачиваний: 820

Для цитирования:


© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ