Лингвистические и экстралингвистические особенности репрезентации подтекстовой информации в поэтических текстах И. Ф. Анненского
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-6-84-102
Изучение подтекстовой информации относится к важным проблемам современной теории текста. Воспринимающему текст адресату важно понимать наряду с фактуальной и концептуальной информацией и подтекст, у которого есть различные средства репрезентации. Анализ разных видов подтекста и средств его явного или косвенного выражения является актуальным для современной лингвистики, так как это связано с проблемой интерпретации текста. Цель статьи – выявить идиостилевую специфику выражения подтекстовой информации в ранних стихотворениях поэта-символиста И. Ф. Анненского. Подтекст в творчестве поэта-экзистенциалиста И. Ф. Анненского является недостаточно исследованным. С этим связана актуальность исследования философской лирики автора. В статье использовались такие методы исследования, как контекстуальный и концептуальный анализ, а также семантико-стилистический, биографический. Анализ стихотворений из первого сборника автора «Тихие песни» (1904) позволил выявить подтекстовую информацию и определить средства ее репрезентации с опорой на теорию регулятивности коммуникативной стилистики текста. Установлены некоторые идиостилевые особенности текстов поэта-символиста, отражающие специфику данного литературного направления. В качестве маркеров подтекста в стихах И. Анненского исследованы различные лингвистические и экстралингвистические регулятивные средства и структуры, определены регулятивные доминанты. Как показал проведенный анализ, к лингвистическим средствам и структурам можно отнести названия сборника и поэтических текстов, выбор псевдонима автором, использование тропов и фигур, из которых особенно значимыми для И. Анненского были индивидуально-авторские метафоры, эпитеты, необычная текстовая синтагматика, слова-символы, доминирование антитезы. К экстралингвистическим средствам репрезентации подтекста в лирике поэта отнесены выбор жанра, ритмико-звуковые и рамочные элементы произведения. Сборник «Тихие песни» И. Ф. Анненского является прекрасным образцом философской лирики. Богатая концептосфера поэта-символиста включает элементы античного миропонимания и экзистенциальной философии. Средства репрезентации подтекста обнаруживают себя в лирике поэта в минимальных единицах (курсив, лексические регулятивы и т. д.) и крупных элементах в рамках общей структуры текста, актуализирующих концепты, хронотоп, аллюзии.
Ключевые слова: И. Ф. Анненский, подтекст, средства репрезентации, поэт-символист, Серебряный век
Библиография:
1. Сильман Т. И. Подтекст как лингвистическое явление // Филологические науки. 1969. № 1. С. 27–29.
2. Богин Г. И. Методологическое пособие по интерпретации художественного текста (для занимающихся иностранной филологией) (рукопись). URL: https://xstud.ru/138307/lingvistika/metodologicheskoe_posobie_po_interpretatsii_hudozhestvennogo_teksta (дата обращения: 15.07.2023).
3. Гальперин И. Р. Информативность единиц языка. Пособие по курсу общего языкознания. М.: Высшая школа, 1974. 174 с.
4. Арнольд И. В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. 1982. № 4. С. 83–90.
5. Кухаренко В. А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. 192 с.
6. Бахтин М. М. Проблема текста // Собр. соч.: в 7 т. М., 1996. Т. 5. С. 306–328.
7. Голякова Л. А. Проблема подтекста в свете современной научной парадигмы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. Вып. 5 (56). С. 93–97.
8. Долинин К. А. Интерпретация текста. М.: УРСС: КомКнига, 2005. 304 с.
9. Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С., Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение: учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов. 3-е изд. М.: Высш. школа, 1978. 415 с. URL: http://svr-lit.ru/svr-lit/alekseev-izl-svv/index.htm (дата обращения: 15.07.2023).
10. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
11. Евгеньева А. П. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.: Полиграфресурсы, 1999. 702 с.
12. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4 е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.
13. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2008. 384 с.
14. Бердяев Н. А. Духовный кризис интеллигенции / сост., комм. В. В. Сапова. М.: Канон+, 1998. 400 с.
15. Брюсов В. Поль Верлен и его поэзия // De visu. М., 1993. № 8. С. 35–49.
16. Вершинина Н. Л., Волкова Е. В., Илюшин А. А. и др. Введение в литературоведение. Лекции: учеб. для вузов / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. М.: Оникс, 2009. 416 с.
17. Анненский И. Ф. Впервые – в книге Ник. T-о. Тихие песни. С приложением сборника стихотворных переводов «Парнас¬цы и проклятые». СПб.: Т-во худ. печати, 1904. 134 с.
18. Виницкий И. Теодиссея Жуковского: гомеровский эпос и революция 1848–1849 годов // Новое литературное обозрение. 2003. № 60 (2). С. 171–193.
19. Анненский И. Ф. Книги отражений / изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева, И. И. Подольская, А. В. Фёдоров. М.: Наука, 1979. 691 с.
20. Виноградов В. В. О языке художественной прозы: избранные труды. М.: Наука, 1980. 360 с.
Выпуск: 6, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 94 — 102
Скачиваний: 225