№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6151 | Для успешного достижения цели становления сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования, заключающейся в повышении результативности деятельности организаций дополнительного профессионального образования посредством непрерывного повышения уровня ключевой управленческой компетентности ее работников, выявлены и описаны управленческие и педагогические условия реализации этого процесса. Использованный комплекс теоретических и эмпирических методов исследования позволил разработать, обосновать и апробировать условия, способствующие результативному становлению сетевой самообучающейся организации дополнительного профессионального образования. Ключевые слова: сетевая самообучающаяся организация дополнительного профессионального образования, управленческие и педагогические условия становления сетевой самообучающейся организации | 951 | |||||
6152 | Исследуется специфика функционирования глагольных предикатов в одной из тематических разновидностей описания – описании-портрете. Данный тип описания накладывает определенные ограничения на использование неакциональных глагольных предикатов 11 лексико-семантических групп (ЛСГ), а также предикатов с интермодальным значением. Наиболее частотны в описании-портрете глагольные предикаты, характеризующие форму предмета. Не продуктивны в данной тематической разновидности описания предикаты со значениями размещения в пространстве, заполнения пространства и направления, а также интермодальные единицы, передающие осязательную и вкусовую модальности. Акциональные глагольные предикаты выступают в контексте описания-портрета с инвариантным для текста типа «описание» значением «существование». Ключевые слова: текст типа «описание», лексическая модель, описание-портрет, глагольный предикат, классификация предикатов | 951 | |||||
6153 | Введение. Предлагается жанровый аспект исследования региональных медийных текстов, посвященных социальной группе российского общества, номинируемой «пожилые люди». Цель исследования – выявление лексического, прагматического, стилевого своеобразия текстов региональных сетевых СМИ о пожилом человеке. Материалы и методы. Методы анализа: семантический анализ слова и высказывания, стилевой анализ высказывания и текста, коммуникативно-прагматический анализ. Материал исследования: 86 текстов, размещенных на сайтах региональных информационных агентств «Омск здесь» (43 текста) и «Супер Омск» (43 текста) в период с 11 июля 2017 года по 8 апреля 2018 года. Отбор эмпирического материала осуществлялся по критерию наличия в них сочетания «пожилой человек» и лексемы «пенсионер». Рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что в контенте региональных сетевых СМИ о пожилом человеке будут преобладать информационные и аналитические жанры, а также негативная тематика. Результаты исследования подтвердили рабочую гипотезу. Тематический, стилевой, прагматический анализ текстов сетевых региональных СМИ с предметной областью «пожилые люди» выявил жанровую монотонность и диффузность (преобладание жанра заметки с аналитическим компонентом и без него), совмещение разных жанровых черт (информационная заметка, мониторинг, интервью, обзор); смещение жанровых форм в сторону информационных структур; преобладание официально-делового стиля; отсутствие образных средств выражения; слабая индивидуализация стиля (однообразие лексического состава; усиление воздействующего эффекта негативного типа за счет применения стратегий информирующего и эмоционально-оценочного типа). Исследование также показало доминирование информационной жанровой группы, в частности заметки, в которой реализуется стремление автора представить объективный, подкрепленный конкретными фактами взгляд на пожилого человека. Была выявлена тематическая обусловленность жанров заметки, предметного интервью, комментария регионального медиадискурса о пожилых людях к темам здоровья, криминальных происшествий, для чего применяется синкретичный функциональный стиль, сочетающий в себе черты официально-делового и публицистического стилей. Заключение. Соединение двух стилей позволяет журналистам максимально коротко, информативно и точно (черты официально-делового стиля), но в то же время с достаточной долей эмоциональности, понятно и просто (черты публицистического стиля) донести до массового читателя информацию о пожилом человеке. Ключевые слова: региональный медиадискурс, речевое воздействие медиатекст, пожилой человек | 951 | |||||
6154 | . | 950 | |||||
6155 | Введение. Концепт «закон» рассматривается как часть области социально-нормативных отношений, то есть той сферы человеческой жизни, которая регулируется правовыми нормами. Цель исследования – выяснить, каким образом репрезентирована в языковом сознании молодого носителя русского языка составляющая концепта «закон», связанная с областью социально-нормативных отношений. Материал и методы. Для достижения поставленной цели среди студенческой аудитории омских вузов были проведены ассоциативный, рецептивный и цветовой эксперименты, а также составлены соответствующие поля. Серия экспериментов проводилась дважды: в 2013–2015 и 2017–2018 гг., что позволило проанализировать восприятие реципиентами изучаемого концепта в динамике. Кроме того, результаты исследования были сопоставлены с данными Русского ассоциативного словаря, эксперименты для которого проводились в конце XX в. Это позволило отследить изменения, произошедшие в языковом сознании молодого носителя русского языка за последние десятилетия. Результаты и обсуждение. Использования только одного типа эксперимента для анализа языкового сознания недостаточно, поскольку связи между его структурами не являются линейными, поэтому данные, полученные в ходе одного типа эксперимента, должны быть верифицированы экспериментами других типов. Использование ассоциативного, рецептивного и цветового экспериментов позволило вывести на поверхность и проанализировать разные структуры сознания и разные типы речевой деятельности, а также с разных сторон охарактеризовать изучаемый концепт. Заключение. За последние десятилетия существенно возросло число правовых реакций на стимул «закон», что свидетельствует об изменениях, произошедших в языковом сознании носителей русского языка. Проведенные эксперименты дают основание утверждать, что концепт «закон» реципиенты связывают именно со сферой социально-нормативных отношений. Это может свидетельствовать о повышении уровня правовой культуры в молодежной среде. При этом за последние годы отмечена тенденция к более негативному восприятию стимула «закон», что также подтверждается результатами экспериментов. Ключевые слова: языковое сознание, концепт, ассоциативный эксперимент, рецептивный эксперимент, цветовой эксперимент, ассоциативное поле, социально-нормативные отношения, закон | 950 | |||||
6156 | В условиях конкуренции образовательных учреждений современный университет должен проводить целенаправленную работу по привлечению абитуриентов и повышению количества студентов. Основным направлением деятельности формирования Томский государственный педагогический университет выбрал повышение качества образования. Рассматриваются основные критерии и показатели аттрактивного имиджа вуза, а также перспективы дальнейшего совершенствования этого направления. Многоаспектность данной проблемы привлекает к ее решению положения разных научных направлений – экономики и экономической теории, менеджмента, психологии, математической статистики, социологии. Исследования показали, что качество профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности рынка труда в специалистах соответствующей квалификации, с другой – потребности личности в получении конкурентоспособных знаний. Ключевые слова: имидж, педагогический университет, конкурентоспособность | 949 | |||||
6157 | Введение. Номинации сторон света являются важными элементами категории пространства национальной языковой картины мира. Лингвисты давно изучают локативные лексические единицы, рассматривая их этимологию, семантику, прагматику и идиоматику, метафорические трансформации и лингвокультурологическую специфику в диахронном и синхронном аспектах. Однако номинации сторон света редко оказываются в фокусе внимания. Цель – изучение и описание лингвокультурологической специфики лексем восток, запад, север, юг в китайском и русском языках. Материал и методы. Комплексная методика исследования обусловлена его лингвокультурологическим характером и предполагает использование методов наблюдения, лексикографического, контекстуального и сравнительно-сопоставительного анализа эмпирического материала, включающего данные отечественных и китайских лексикографических и литературных источников. Результаты и обсуждение. В лингвокультурологическом аспекте рассмотрены семантика, прагматика, идиоматика и особенности метафоризации номинаций сторон света. Установлено, что номинации направления имеют в русском и китайском языках как универсальные архетипические, так и вариативные этнокультурные особенности. Сопоставительный анализ этимологии и сочетаемости данных единиц показал, что они образуют пятикомпонентную смысловую структуру, включающую, помимо номинаций восток, запад, юг, север, номинацию центр как точку отсчета для говорящего. Номинации сторон света в обоих языках представлены в парадигме других значимых и оценочно противопоставленных оппозиций (например, свет – тьма) и занимают важное место в топонимике. Установлено, что сложные слова, указывающие на промежуточные направления в китайском языке, начинаются с номинаций восток и запад (например, 东北 востоко-север), в русском – с номинаций юг и север (например, северо-запад). Данные лексемы в прямом и переносном значении входят в состав китайских идиом и часто метафоризируются в национальной литературе. В русской идиоматике они представлены единично, в литературе метафоризируются редко. Заключение. Для китайского языкового сознания, по сравнению с русским, символика сторон света значительно более актуальна. Представления о сторонах света в китайской мифологии, литературе и культуре в целом занимают центральное положение. В китайском языке они связаны с представлениями о гендерной и социальной структуре общества, влияют на формы этикета, содержание церемоний, на национальную топонимику, фразеологический фонд и др. В русском языке они обладают меньшим оценочным и коннотативным потенциалом, редко метафоризируются в фольклоре и идиоматике, в литературе и разговорной речи используются как географические ориентиры в системе пространственных координат или указатели направления движения. Ключевые слова: русская и китайская лингвокультуры, номинации сторон света | 949 | |||||
6158 | Рассмотрены вопросы преподавания фразеологии в школе. Проанализированы работы ученых-исследователей в области методики преподавания русского языка. Анализ научных исследований показал, что задания и упражнения по фразеологии сводятся к нахождению языковой единицы в тексте и ее толкованию. Проведен мониторинг освоения фразеологической системы русского языка учениками 5, 7, 11-х классов. Показано, что эпизодический характер преподавания фразеологии русского языка привел к снижению уровня грамотности школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования современных массмедиа в качестве материала при обучении фразеологии русского языка с целью актуализации коммуникативных умений школьников. Ключевые слова: фразеология русского языка, трансформация фразеологизма, актуализация коммуникативных умений школьников, массмедиа | 948 | |||||
6159 | Рассмотрены семантические особенности тематической группы merchants, входящей в состав лексико-семантического поля «наименование видов деятельности» в среднеанглийский период. Произведены выборка лексических единиц и анализ значений слов, имеющих отношение к сфере коммерции. В результате предлагается выделить такие направления в деятельности купцов, как торговля материалами, продуктами и одеждой. Статья позволяет получить системное представление о торговцах в среднеанглийский период. Полученные данные могут служить дополнительным источником сведений о периоде Британии XI–XV вв. Ключевые слова: лексика со значением «торговец», тематическая группа, классификация, среднеанглийский язык | 948 | |||||
6160 | Введение. Предпринята попытка исследования рецепции антропологического идеала в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» русскими религиозными философами порубежной эпохи XIX–XX вв. Аутентичное понимание и интерпретация ключевых идей писателя о человеческом идеале, его ценностях и смысле жизни возможны только в контексте православной антропологии. Важность этого материала не ограничивается осмыслением проблемы антропологического идеала и его влияния на дальнейшее развитие русской религиозно-философской мысли, позволяет исследовать особенности художественного мира романа, в том числе специфику репрезентации в идейном поле произведения авторского начала, мировоззрения писателя. Материал и методы. Материалом исследования послужили работы В. С. Соловьева «Три речи в память Достоевского», В. В. Розанова «Легенда о Великом инквизиторе», Н. А. Бердяева «Миросозерцание Достоевского», Н. О. Лосского «Достоевский и его христианское миропонимание», канонический текст романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Используются культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-типологический методы. Результаты и обсуждение. Наука о Достоевском начинается именно с трудов русских религиозных философов и мыслителей конца XIX – начала XX в., которые идеи о сущности человека, его предназначении, идеале делают содержательным ядром своих размышлений. Итоговый роман Великого Пятикнижия «Братья Карамазовы» как квинтэссенция жизненного и творческого пути Достоевского, неразрывно связанный с духовными и аксиологическими императивами православной антропологии, наиболее часто привлекается религиозными философами для рефлексии ключевых доминант собственных философских концепций, анализа и аргументации идей. Этот материал позволяет исследовать особенности художественного мира романа, специфику репрезентации в идейном поле произведения мировоззрения писателя и авторского начала, антропологического идеала, неразрывно связанного для Достоевского с такими духовными и ценностными доминантами, как Христос, Православие, святость, народность, добро и зло, и выявить его влияние на дальнейшее развитие русской религиозно-философской мысли. Заключение. Антропологический идеал Достоевского, по мысли религиозных философов, опирается на православное учение о человеке, раскрывающее как антиномичность человеческой природы (pro et contra в терминологии писателя), так и бытийную ее устремленность к Богу, Истине, потребность в добре, вне которых личность осознает свое не-бытие. Доминантами антропологического идеала писателя, которые находят отражение в трудах религиозных философов, становятся святость, красота как этическая доминанта личности, укорененность в ценностях и смыслах христоцентричной в своих основаниях русской культуры. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», «Житие Великого грешника», «Дневник писателя», аксиология, ценности, православие, русская культура, духовность, нравственность, антропологический идеал, святость, агиографическая традиция, В. С. Соловьев, «Три речи в память Достоевского», В. В. Розанов, «Легенда о Великом инквизиторе», Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», Н. О. Лосский, «Достоевский и его христианское миропонимание» | 948 | |||||
6161 | Введение. Рассматриваются типология и функциональные возможности прецедентных феноменов в песенных текстах автора Н. А. О’Шей – лидера фолк-рок-группы «Мельница». Цель исследования – выявление типов прецедентных феноменов, используемых в песенных текстах Н. А. О’Шей, и анализ особенностей их функционирования. Материал и методы. Материалом исследования служат песенные тексты, автором которых является Н. А. О’Шей – лично или в соавторстве. Источником фактического материала являются альбомы рок-группы «Мельница» разных лет. Эмпирическая база исследования сформирована с помощью приема сплошной выборки. В ходе изучения используются описательный метод и метод контекстуального анализа. Результаты и обсуждение. В анализируемых песенных текстах Н. А. О’Шей использует прецедентные феномены разных типов. Частотными являются прецедентные имена – имена собственные мифологических существ (скандинавское божество Один), исторических лиц (полководец Тамерлан, музыканты Фредди Меркьюри и Элвис Пресли, писатель и летчик А. де Сент-Экзюпери) и литературных персонажей (Тристан и Изольда). Обращение к тем или иным прецедентным именам может определяться тематикой, композицией или авторской концепцией песни или альбома, интересом автора к определенной личности. Прецедентные высказывания являются частью культурного опыта поэтессы; она органично включает цитаты из разных источников (в их исходном или трансформированном виде) в состав песенных текстов, заставляет их работать на реализацию той или иной идеи. Прецедентные тексты служат основой для создания авторской легенды. Использование отдельных авторских названий порождает у слушателей различные ассоциации, придает композициям культурную значимость. Заключение. Прецедентные феномены выполняют в песенных текстах Н. А. О’Шей две основные функции: текстообразующую и смыслопорождающую. Ключевые слова: рок-поэзия, прецедентные феномены, Н. А. О’Шей | 948 | |||||
6162 | В свете обновления государственной политики в области дошкольного образования задача развития способности детей к сочинению сказок как одной из форм их способности к речевому творчеству приобретает особую актуальность. Сегодня ориентиром для организации образовательного процесса по развитию данной способности у ребенка является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Однако его положения зачастую остаются лишь декларацией, поскольку опережают утратившее актуальность методическое обеспечение программ современных детских садов. Подтверждением этому служит анализ содержания традиционного обучения, некоторых диагностик и их результатов, позволяющих оценить развитие способности детей к сочинению сказок по отдельным критериям и показателям. Обозначены причины отсутствия динамики в развитии творческой способности у дошкольников. Выделяются компоненты и особенности организации образовательного процесса по развитию способности старших дошкольников к сочинению сказок, соответствующие требованиям нового стандарта дошкольного образования. Ключевые слова: дошкольное образование, образовательный процесс, речевое творчество, способность к сочинению сказок, старшие дошкольники | 947 | |||||
6163 | Введение. Исследования типологии профессиональных дискурсов и субдискурсов представляют собой одно из наиболее перспективных направлений коммуникативной лингвистики. Инженерная коммуникация как дискурсивная деятельность в силу своего динамичного развития, определяемого стремительными изменениями технологий, общества, промышленности и, как следствие, постоянным взаимодействием и обменом информацией между участниками инженерного сообщества, начинает привлекать внимание лингвистов. Несмотря на значительное количество исследовательских работ, посвященных изучению дискурса в отдельных социальных институтах, инженерный дискурс на сегодняшний день остается малоизученным, поскольку при преобладающем в отечественной лингвистике подходе к инженерной коммуникации как к разновидности научного (или научно-технического) дискурса проблемы ее выделения в отдельную дискурсивную структуру практически не ставились. Поскольку дискурс находит свое воплощение в определенных жанрах, а жанры в свою очередь всегда находятся в поле того или иного дискурса, авторы выдвигают предположение, что инженерный дискурс наряду с периферийными жанрами, характерными и для других дискурсов, обладает в первую очередь самостоятельными ядерными жанрами, выражающими собственные ценности, стратегии, информацию. Настоящая работа посвящена особенностям лексической организации жанра «стандарт» в аспекте степени его соответствия основной цели инженерной коммуникации. Материал и методы. Эмпирическую базу исследования составили тексты действующих национальных стандартов на устройства и оборудование в различных сферах инженерной деятельности, что стало объектом примененного в работе анализа дискурса. Основной метод исследования – автоматизированный контент-анализ, эффективность которого показана в работах зарубежных школ анализа дискурса, а также в исследованиях российских ученых, позволил выявить количественный аспект лексической организации документов. Результаты и обсуждение. На основании анализа лексической организации текстов стандартов были определены основные дискурсивные аспекты исследуемого жанра, что характеризует стандарт как ядерный жанр инженерного дискурса. Заключение. Жанр стандарта полностью отвечает основной цели инженерной коммуникации, его особенности определены требованиями профессионального дискурса и коммуникативной ситуации. Ключевые слова: инженерный дискурс, институциональный дискурс, профессиональная коммуникация, речевые жанры | 947 | |||||
6164 | Введение. Терминология сферы информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся терминосистем, что обусловлено быстрым техническим прогрессом, оказывающим влияние на формирование новых и уточнение уже имеющихся терминов данной сферы. Примечательным при этом является тот факт, что однокомпонентные термины часто перестают удовлетворять потребностям номинативной деятельности, так как не способны отражать сложности новых технических реалий. Как следствие, наблюдается значительный рост многокомпонентных терминов, призванных более точно обозначить объект. Преимущественная англоязычность новых терминов требует их передачи на другие языки, а рост числа компонентов терминов порождает определенные проблемы перевода, связанные с необходимостью выбора целого ряда трансформаций. Цель данного исследования – выявление способов перевода многокомпонентных терминов сферы информационных технологий с английского языка на русский с учетом необходимости передачи их структурно-семантических свойств. Материал и методы. Материалом исследования послужили 500 англоязычных многокомпонентных терминов сферы информационных технологий и 500 их русскоязычных эквивалентов, отобранных с помощью приема сплошной выборки из словаря компьютерных терминов И. В. Баратова. В исследовании используется метод структурно-семантического и переводческого анализа многокомпонентных терминов для выявления структуры и значения терминов и анализа способов их передачи с английского языка на русский. Результаты и обсуждение. Многокомпонентные термины сферы информационных технологий могут быть разделены на три группы в зависимости от количества компонентов, определяемых количеством элементов, выраженных значимыми частями речи: трех- четырех- и пятикомпонентные термины. Трехкомпонентные термины являются самой многочисленной группой, что обусловлено стремлением любого языка к экономии, пятикомпонентных терминов обнаружено всего два, поэтому говорить о закономерностях их перевода не представляется возможным. Анализируя способы перевода трехкомпонентных терминов, было обнаружено что в большинстве случаев переводчик стремится сохранить форму и содержание многокомпонентного термина, прибегая к калькированию отдельных его элементов в языке перевода (44 % случаев). При этом в силу типологических различий английского и русского языков переводчику приходится прибегать к грамматическим трансформациям в русском языке, таким как изменение порядка следования компонентов термина, использование падежных форм и предлогов, замена частей речи. В качестве лексических трансформаций, кроме калькирования, переводчик использует такие приемы, как лексическое добавление, в случаях, требующих дополнительного пояснения отдельных компонентов, или прибегает к описательному переводу в том случае, если реалия отсутствует в языке перевода. В 13 % случаев переводчик использует эквивалент как особый вид перевода, при котором в языке перевода находится более краткая и емкая единица, выражающая тот же смысл, что и многокомпонентный термин в языке оригинала. Если среди вариантов перевода трехкомпонентных терминов переводчику в 13 % случаев удается сохранить порядок следования компонентов многокомпонентного термина, то при переводе более сложных – четырех- и пятикомпонентных – единиц инверсия, или изменение порядка следования компонентов, становится основной трансформацией. Среди лексических трансформаций выделяются лексическое добавление, эквивалентный перевод, конкретизация и калькирование. В числе лексико-грамматических трансформаций превалирует описательный перевод. Заключение. Анализ способов перевода многокомпонентных терминов сферы информационных технологий показал зависимость выбора грамматических трансформаций от типологических характеристик английского и русского языков. Так, для английского языка характерна регрессивная структура словосочетания, которая сохраняется и в многокомпонентных терминах, которые также синтаксически представляют собой словосочетания. Кроме того, превалирующим типом синтаксической связи внутри словосочетания является примыкание. В русском языке словосочетания имеют прогрессивную структуру с управлением в качестве синтаксической связи. Поэтому основными грамматическими трансформациями становятся изменение порядка следования компонентов в языке перевода, замена частей речи, использование предлогов и падежных форм. Только в небольшом количестве трехкомпонентных терминов удается сохранить порядок следования компонентов, прибегая лишь к замене части речи (как правило, существительного в английском языке на прилагательное – в русском языке) для создания многокомпонентного термина с согласованием как типом синтаксической связи и главным словом, выраженным существительным, и зависимыми словами, выраженными прилагательными. Что касается лексических трансформаций, то наиболее частотными среди них становятся калькирование (всех или отдельных компонентов словосочетания), конкретизация, транслитерация (редко – всех, часто – одного из компонентов многокомпонентного термина), лексическое добавление и описательный перевод как лексико-грамматическая трансформация. Следует отметить, что в силу сложности структуры и содержания многокомпонентных терминов их адекватный перевод возможен только с использованием комплекса приемов и способов перевода. Ключевые слова: перевод, термины сферы информационных технологий, многокомпонентные термины, переводческие трансформации | 947 | |||||
6165 | В статье анализируется дидактический потенциал современных информационных технологий при изучении профессионально ориентированного английского языка студентами неязыкового вуза. Подробно рассматриваются организационно-методические и лингводидактические основы использования программы управления обучением Moodle для решения актуальных задач формирования профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции современных специалистов, способных эффективно интегрироваться в международную профессиональную среду. Будучи некоммерческим продуктом, Moodle отличается гибкостью применения для организации обучения в соответствии с потребностями учебного учреждения и участников образовательного процесса. Ключевые слова: информационные технологии, личностно ориентированный подход, учебная автономия, система управления обучением | 946 | |||||
6166 | Обосновывается необходимость осуществления уголовного судопроизводства, основанного на исполнении фундаментальных правовых ценностей, целей и принципов. Постоянно действующие правовые ценности, цели и принципы в российском уголовном судопроизводстве находят для себя соответствующее теоретическое, концептуальное, институциональное, законодательное и практическое отражение в форме конкретных законодательных положений, прокурорско-следственных и судебных решений. Автор рассматривает принципы российского уголовного судопроизводства как целостную систему, в которой содержание и направление действия того или иного отдельного принципа зависит от направления и меры действия других смежных принципов. Ключевые слова: правовые ценности, уголовное правосудие, судопроизводство, правовые принципы, уголовно-процессуальные принципы, адвокатская помощь, «убеждение совести» | 946 | |||||
6167 | Представлены ценностные начала качества управления. Автор опирается на ключевые положения, согласно которым выявляет индикативную ориентирующую роль качества в управлении. Согласно второму положению, ценностное начало качества управления проявляется в аспекте функционирования ценностей. Значимым моментом в исследовании является изучение соотношения ценностей и целей: с одной стороны, ценности обусловливают цели, с другой служат способами достижения более значимых целей. Социально-философский контекст позволяет рассмотреть предмет исследования в диалектике личного и социального, идеального и «эмпирически» реального. Ключевые слова: качество управления, ценность, значимость, интенция, функционирование ценностей | 946 | |||||
6168 | Определены и научно обоснованы содержательные компоненты модели воспитательной системы учебного военного центра при Сибирском федеральном университете, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности студента, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность. Ключевые слова: воспитательная система, учебный военный центр, курсант, содержательные компоненты | 946 | |||||
6169 | Приводится сопоставительный этнолингвистический анализ русских и немецких наименований ягодных растений с компонентами-зоонимами, материалом для которого послужили около 400 фитонимов. Выявляется ряд номинационных признаков, общих для русского и немецкого языков, и отмечается один уникальный номинационный признак, характерный для немецкой фитонимики. В заключение описываются наименования ягод, возникшие как следствие народной этимологии, и приводятся фитонимы с затемненной мотивировкой. Ключевые слова: фитоним, зооним, номинационный признак, этнолингвистика, ягода, русский язык, немецкий язык | 946 | |||||
6170 | Исследуются особенности моделирования образа Франции в «Воспоминаниях» П. Е. Анненковой. Топос Франции, включенный в парадигму Россия/Европа, является одной из хронотопических доминант автодокументального текста, характеризующих его концептосферу, воплощенную в нем картину мира мемуаристки, механизмы самоинтерпретации и самоописания, а также представленную в нем авторскую рецепцию русско-французского диалога культур. Дихотомия Франция/Россия соотносится с семантической парой свое/чужое, центр/периферия. Французская реальность воссоздается в «Воспоминаниях» как через характеристики ее пространственной структуры, так и через реконструкцию духовно-нравственной и культурно-исторической сферы. События частной жизни автогероини, ритмы провинциального мироустройства освещаются сквозь призму истории, а пребывание в Париже определяется семантикой отчужденности, ограниченности, локальности. Окружение юной автогероини составляют не только члены семьи, но также исторические деятели. В качестве значимых для автора ориентиров в процессе самоинтерпретации представлены образ отца и модели декабристской личности и культуры. Ключевые слова: мемуары, образ Франции, диалог культур, имагология, рецепция, концептосфера, модель самоописания, декабризм | 946 | |||||
6171 | В профессиональной подготовке музыканта-исполнителя исследуется широкий круг проблем. Вопрос о развитии теоретического мышления исполнителя всегда находился в центре научных интересов, поскольку от его решения зависит эффективность последующей музыкально-исполнительской и педагогической деятельности выпускника. Рассматривается специфика теоретического мышления музыканта-исполнителя. С одной стороны, оно тес но связано c содержанием и логикой, заложенными в музыке ее автором. С другой – оно расшифровывает авторский замысел, для того чтобы интонировать его в звуках для слушателей. Следовательно, теоретическое мышление исполнителя с философских позиций раскрывается в диалектике художественного времени и интонирования. Раскрывается содержание понятий-процессов: художественное время, интонирование. В результате разрешения исполнителем противоречия, возникающего в ходе противопоставления данных процессов, рож дается новая интерпретация произведения. Рассматривается алгоритм формирования теоретического мышления исполнителя. Описывается практический опыт разбора произведения Клода Дебюсси «Снег танцует» в классе фортепиано. Ключевые слова: мышление, теоретическое мышление, логика, противоречие, художественное время, интонирование, теоретический анализ, разбор произведения | 946 | |||||
6172 | Введение. Дано определение понятия «культурная игровая практика» как «разнообразный, основанный на текущих и перспективных интересах ребенка вид самостоятельной деятельности и поведения». Обосновывается, почему в культурной практике ребенок становится полноправным субъектом деятельности, взаимодействия и общения. Выделяются параметры оптимального «приглашающего» игрового пространства, созданного и обеспечивающегося взрослыми. Материал и методы. Рассматриваются отличия «мира ребенка» в игре от «реального» мира взрослых, проводится анализ информации, которую ребенок получает и осваивает в игре, классификация источников информации. Степень актуальности информации зависит от того, кто является источником информации, какую роль они играют для ребенка, каков их статус. Рассматривается зависимость информации от места «действия» игры, возраста участников, степени их «доверия» другому, «дружественности» в игровом коллективе, а также от того, на каком возрастном этапе дошкольного детства ребенок получает и осваивает данную информацию. Определяется влияние этой информации на содержание и рейтинг детской игры. Дается определение квеста как вида сюжета. Результаты и обсуждение. Представлены результаты опроса участников социальных сетей и постоянных игроков в квесты среди населения Сибирского федерального округа на предмет подтверждения или опровержения актуальности создания и реализации квест-игр по сюжету русских народных сказок. Было определено, что в настоящее время формируется новое игровое пространство, позволяющее детям дошкольного возраста освоить и проиграть в принципиально новых для них формах, например таких, как квест, сюжеты любимых сказок. Вводится понятие «жизненные практики», которые делятся на условно положительные и условно отрицательные культурные практики. Заключение. Взрослые ответственны за содержание игры ребенка. Проведенное исследование позволяет определить преимущества игры как способа вхождения в культуру, который полностью соответствует возрастным возможностям детей дошкольного возраста, удовлетворяет их потребность в «жизненных практиках», создавая и влияя на формирование базиса личностной культуры ребенка. Ключевые слова: игра, культурная практика, культурная игровая практика, содержание игры, культура игры, квест-игра, «жизненные практики», базис личностной культуры ребенка | 946 | |||||
6173 | Рассматриваются уровни профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе, направленные на формирование универсальных психолого-педагогических и специальных компетенций. Профессиональная подготовка учителей биологии должна осуществляться согласно трем уровням: I – профессиональный обязательный уровень; II – профессиональный психолого-педагогический уровень; III – профессиональный профильный уровень, между которыми обеспечивается содержательно-технологическая преемственность в поэтапном формировании специальных компетенций. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка учителя биологии представляет собой многоэтапный процесс постепенного формирования у студентов специальных компетенций по мере их обучения. На каждом этапе определяются задачи по успешному развитию специальных компетенций, которые соотносятся с соответствующими уровнями профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональная подготовка, учитель биологии | 945 | |||||
6174 | Введение. Выявление и описание особенностей национального характера, специфики его репрезентации представителями иной культуры входят в круг исследований ряда гуманитарных наук. В лингвистике анализ модели концепта какого-либо национального характера, описание стереотипов, лежащих в основе его формирования, являются ключом доступа к культурно детерминированной информации, хранящейся в сознании представителей определенной лингвокультуры. Подобного рода исследования имеют также и практическую значимость: построение успешных моделей в сфере межкультурной коммуникации невозможно без учета того, что думают, как оценивают представители одной культуры представителей другой. Материал и методы. Материалом исследования послужили языковые реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, проведенного с китайскими студентами из Чанчуньского государственного педагогического университета, обучающимися в Кемеровском государственном институте культуры, а так-же результаты анкетирования, позволяющие судить о степени сформированности представлений о России и русских людях у данных представителей китайской лингвокультуры. Результаты и обсуждение. Модель концепта «русский характер», существующая в сознании китайских студентов, говорящих на русском языке, представляет собой полевую структуру (с ядерной и периферийной зонами). Основными чертами характера русского человека представителями китайской лингвокультуры были названы открытость, жизнерадостность, смелость, искренность и др. При этом ядерную зону концепта «русский характер» формируют исключительно положительные качества и черты характера русских людей, такие как открытость, терпеливость, независимость и др., а зона ближней и дальней периферии представлена как положительными (дружелюбность, ответственность, активность), так и отрицательными качествами и чертами характера (эгоистичность, грубость, пессимизм). Всего было выделено 22 признака, которые китайские респонденты приписывают русскому человеку и его характеру. Заключение. Представленные в структуре анализируемого концепта признаки и их перераспределение позволяют сделать вывод о том, что образ русских людей, их характер в сознании студентов из Китая сформированы в большей мере в положительном ключе. Ключевые слова: концепт, национальный характер, стереотип, ассоциативный эксперимент | 945 | |||||
6175 | Введение. Методика обучения математике имеет многовековую историю, в которой отражаются все успехи педагогов по созданию системы математического образования как в России, так и в мире. Несмотря на то, что эта система, функционируя длительное время, давала выдающиеся результаты, к настоящему времени математические дисциплины являются самыми трудными предметами для учащихся как в школе, так и в вузе. Это приводит к тому, что появляются крайние точки зрения, призывающие исключить учебный предмет «Математика» из школьного и вузовского курсов из-за его трудности и низкой успеваемости учащихся. Решением этой проблемы в современном мире может стать привлечение психолого-ориентированных концепций обучения, одной из которых является теория рефлексивного обучения. Представлен один из аспектов применения этой теории к практике математического образования, а именно рефлексивное обучение решению математических задач. Цель – разработать методику обучения «обобщенному алгоритму» решения математических задач на основе стимулирования рефлексивных механизмов деятельности. Материал и методы. Материалом исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам методики обучения решению задач и психологии рефлексивного обучения. Их представления позволили применить теорию рефлексивного обучения к обучению учащихся сознательному регулированию собственной математической деятельности. Рефлексивные умения являются основой способности к интеллектуальной саморегуляции и, следовательно, условием продуктивной интеллектуальной математической деятельности. Результаты и обсуждение. Возможности стимулирования познавательной активности учащихся на основе рефлексии своих мыслительных процессов видится авторами как один из путей решения психологических и методических трудностей в обучении решению математических задач. Методика обучения решению задач включает обучение учащихся сознательному выполнению четырех основных этапов. Формирование умения анализировать условие задачи, поиск решения задачи, правильное оформление идеи решения задачи и проверка правильности осуществленного решения выполняются с опорой на ментальный опыт учащегося с применением рефлексивных стратегий обучения. Заключение. В результате рефлексивного обучения решению математических задач у учащихся сформируется «обобщенное умение» решать математические задачи. Ключевые слова: рефлексивное обучение, обучение саморегуляции, рефлексивные стратегии, математические задачи, методика обучения математике | 945 | |||||
6176 | Введение. Приводится сопоставительный анализ имен числительных русского и персидского языков в семантико-структурном и функциональном плане. Цель – сопоставительное изучение русских и персидских числительных и выявление их расхождений и сходств для улучшения преподавания этой части речи персоязычным студентам. Материал и методы. Материалом исследования послужили разряды числительных в русском и персидском языках, которые отражены в русских и персидских пособиях и книгах по грамматике, а также словари и энциклопедии на русском и персидском языках. Результаты и обсуждение. Выясняются различия и сходства между разрядами числительных в русском и персидском языках. Обнаруживаются проблемы, с которыми сталкиваются персоговорящие учащиеся при употреблении русских имен числительных, особенно при переводе с персидского языка на русский. Заключение. В русском и персидском языках числительные делятся на несколько разрядов: количественные, порядковые и дробные числительные совпадают по значению и употреблению в обоих языках; собирательные числительные отсутствуют в персидском языке, а распределительные – в русском. Ни один из разрядов числительных в персидском языке, в отличие от русского, не склоняется. Это порождает ряд трудностей для персоговорящих студентов, изучающих русский язык, и проблема обостряется, когда некоторые числительные склоняются как существительные, а некоторые – как прилагательные во множественном числе. Русские неопределенно количественные числительные в персидском языке входят в разряд количественных наречий. Несмотря на то, что количественные числительные в русском и персидском языках совпадают по значению, употребление русских количественных числительных в винительном падеже при одущевленных и неодушевленных существительных различается, у персоязычных студентов часто возникают проблемы с правильным использованием этих числительных с одушевленными существительными. Ключевые слова: имя числительное, русский язык, персидский язык, синтаксис, падеж | 945 | |||||
6177 | Введение. Модернизация педагогического профессионального образования предполагает его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России и освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного другими странами. В современной образовательной организации информационно-коммуникационная инфраструктура – один из главных компонентов образовательного процесса, обладающая широким диапазоном дидактических электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве практико-ориентированной тактики оптимизации образовательного процесса. Цель – определение подходов повышения эффективности образовательного процесса на основе применения электронных тренажеров в подготовке будущих специалистов. Материал и методы. Основными источниками концептуальной разработки принципиально нового ЭОР-образовательного контента педагогического инструментария и инновационных форм его освоения являлись опыт профессиональной подготовки обучающихся СПО ГПБОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», бакалавров и магистрантов Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по направлению подготовки 44.04.44 Профессиональное обучение в рамках профиля «Управление информационной безопасностью в профессиональной образовательной организации»; процесс интегративного задействования работодателей в разработках медиаконтента электронных тренажеров (ЭТ); практический опыт формирования практико-ориентированных профессиональных компетенций обучающихся. Основными методами исследования выступили теоретический анализ опубликованных в научной литературе материалов по проблеме интеграционной реализации ЭОР-обеспечения качественной реализации регламента Федерального государственного образовательного стандарта 3++ профессионального обучения бакалавров и магистрантов. Результаты и обсуждение. Проанализированы материалы публикаций по проблеме приведения к современным потребностям рынка труда профессионального образования, основные затруднения которого связаны с довольно сложной его внутренней семантикой, включающей несколько значимых уровней иерархии и связи между разными типами очень разобщенной информации. С позиций теории надежности без научно обоснованного подхода к разработкам в рамках квалиметрической цифровизации на основе использования ресурсов различных контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов ЭОР надеяться на получение обнадеживающих результатов практически невозможно. Особая роль в свете нередко вынужденного применения дистанционного обучения принадлежит такому педагогическому инструментарию, как ЭТ, предназначенному для взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной – при отработке практических умений и навыков обучающихся, формирования у них навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях. Реализация на базе плагина CodeRunner (версия 3.3.0) для Moodle многопользовательского ЭТ для обеспечения качественного формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций позволила выявить, что использование ЭТ способствует росту учебных достижений обучающихся на, по меньшей мере, 15 %. При этом, кроме повышения средних значений показателей учебных достижений обучающихся, зафиксировано увеличение на 18 % и их медианных характеристик, т. е. соответствующее уменьшение доли обучающихся с выбором неверных дескрипторов в ответах на вопросы контрольных тестов. Проанализированы тенденции применения ЭОР для повышения практико-ориентированной составляющей компоненты профессионального образования. Одним из направлений в свете нередко вынужденной дистанционной формы обучения является применение медиаконтента ЭТ, предназначенных для формирования навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понимания сущности протекающих процессов на основе взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной при отработке практических умений и навыков обучающихся. Заключение. Ресурсные возможности верификации вариантов архитектур контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов такого педагогического инструментария ЭОР, как ЭТ, а также инновационных форм их освоения и внедрения позволяют надеяться на получение обнадеживающих результатов поиска путей повышения эффективности образовательного процесса профессиональных образовательных организаций (ПОО), своевременного нивелирования противоречий между требованиями работодателей современного постиндустриального общества и уровнем сформированности профессиональных компетенций выпускников ПОО. Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, модернизация образовательной сферы, профессиональная компетенция, педагогический инструментарий, информационный поиск, профессиональная образовательная организация | 945 | |||||
6178 | Представлена классификация превербов в восточных диалектах хантыйского языка. Под превербами принято понимать наречные, лативные частицы, пространственные модификаторы глагола. Обычно превербы находятся перед глаголом, с которым связаны морфосинтаксически, и модифицируют его значение, функционируют как формирующий новое значение элемент. Превербы восточных диалектов хантыйского языка можно сгруппировать согласно их исходным значениям, функционально-семантическим признакам, наличию перфективирующей функции и типу сочетаемого глагола. Ключевые слова: хантыйский язык, преверб, перфективация, приглагольная частица, исходное значение | 944 | |||||
6179 | В результате использования в организации учебного процесса по изобразительному искусству в педагогическом университете авторского метода интеграции обучающиеся получают возможность преодоления образовательных стереотипов, оживления собственного внутреннего мира, конструирования индивидуальной образовательной траектории. Максимально эффективно этот метод работает на всех этапах преподавания учебной дисциплины «Композиция», повышая уровень подготовленности, эрудиции у студентов, обеспечивая формирование профессиональной базы знаний. Ключевые слова: интеграция, композиция (формальная, сюжетная, монтажная), творческий процесс | 944 | |||||
6180 | Рассматриваются метакоммуникативные компоненты, высказывания и ситуации в целом с уточняющей семантикой. Объясняется практическая значимость использования подобных речевых действий. Уточнение позволяет акцентировать внимание на речевом поведении собеседника, регулировать процесс коммуникации, запрашивать дополнительную информацию, необходимую для полной и корректной интерпретации речевого поступка. Исследование выполнено на материале современной художественной литературы. Ключевые слова: метакоммуникация, метакоммуникативный компонент, метакоммуникативные высказывания, метакоммуникативные речевые ситуации, уточнение | 944 | |||||
6181 | Исследование дискурса остается по-прежнему в центре внимания современной лингвистической науки. Дискурс рассматривается как конкретизация речи в различных модусах человеческого существования. Французский архитектурный институциональный дискурс относится к объектным, тематическим дискурсам, рожденным на пересечении собственно-архитектурного (проектно-конструктивного), научного, академического, юридического (законодательно-административного), газетно-публицистического дискурсов. Данный дискурс является примером полидискурсивности, коммуникативного пересечения дискурсов, соответственно, юридический дискурс (законодательно-административный) является неотъемлемой составной частью архитектурного дискурса. Юридический дискурс ‒ один из самых актуальных дискурсов современности, так как он ориентирован на все слои общества, регулирует правовые отношения человека и общества, интересы которых закреплены в законах и других нормативно-правовых документах государственной власти. Юридический дискурс отражает политические, экономические, этноязыковые, морально-этические факторы организации государства и общества. Французский юридический дискурс полностью отвечает данным предназначениям. Рассматривается французский юридический дискурс в области архитектуры и градостроительства и его подвиды: законодательный и административный, относящиеся к письменному типу дискурса, так как издание и публикация законов, нормативно-правовых документов осуществляются исключительно в письменном режиме. В свою очередь, законодательно-административный дискурс делится на два субдискурса: законотворческий и законоприменительный. Язык юридического дискурса представляет собой своеобразный код, так как он является первоэлементом и строительным материалом права. Ключевые слова: дискурс, юридический дискурс, подвиды дискурса, законодательный, административный дискурс, коммуникативное пересечение дискурсов, архитектура, градостроительство, паспортизация дискурса, речевой жанр | 944 | |||||
6182 | Введение. Современное образование на разных его уровнях направлено на формирование и развитие высокоинтеллектуальной и творческой личности, обладающей значительным профессиональным потенциалом. Для достижения данной цели требуется высокая квалификация преподавателя в области преподаваемых дисциплин и владение современными методами организации образовательного взаимодействия со студентами. Цель – анализ образовательного потенциала предметного КВНа «Государство: экономико-географическое положение, свойства территории, тип экономики» в развитии профессиональных компетенций бакалавров (направление подготовки 05.03.02 География) и магистрантов (направление 05.04.02 География, программа «Цифровые технологии в географии» профиля «География в общем и профессиональном образовании»). Материал и методы. Представлены результаты опыта подготовки и проведения предметного КВНа на кафедре географии Томского государственного университета с 2013 по 2019 г. При изучении курса «Социально-экономическая география» и проведении предметного КВНа использованы интерактивные методы обучения – метод дискуссии, эвристическая беседа, мозговой штурм, практические работы, метод деловой игры. Метод анкетирования бакалавров и магистрантов-педагогов позволил определить образовательный потенциал мероприятия. Результаты и обсуждение. Выделяются этапы мероприятия, направленные на получение образовательного результата: вводный, когда студенты знакомятся с теоретическим материалом курса, выполняют практические работы и готовятся к КВНу; этап проведения предметного КВНа включает в себя представление от каждой группы результатов исследования по описанию государства, проекта создания предприятия, научно-музыкально-театрализованного представления и решение ситуационных задач. Итоговый этап включает анализ образовательных результатов, где предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера, проводятся анкетирование студентов и анализ анкет. Заключение. Образовательный и развивающий потенциал предметного КВНа значителен и выражается в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов указанных направлений; интенсификации процесса усвоения, понимания и творческого использования полученных знаний в решении практических задач; вовлеченности участников и их активного взаимодействия между собой в решении проблем и развитии личной рефлексии и навыков самоанализа при групповой работе; усилении мотивации к изучению дисциплины; формировании позитивного отношения к профессиональной деятельности. Достигается высокий уровень профессиональных компетенций у магистрантов как будущих учителей географии, владеющих современными образовательными технологиями и методиками для организации качественного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа. Ключевые слова: интерактивное обучение, предметный КВН, профессиональная подготовка учителей географии, направление «География», социально-экономическая география, основы проектной деятельности | 944 | |||||
6183 | Обозначены общеметодологические основания производства судебных экспертиз. На примере судебно-психологической экспертизы показано, что системно-структурный подход в судебной экспертизе может быть осуществлен посредством ряда методологических подходов, основанных на принципах деятельности и развития. С позиций психологической теории деятельности рассматриваются структурные компоненты профессиональной деятельности эксперта-психолога. Судебно-психологическая экспертиза представлена как сложная и разветвленная структурная система взаимообусловленных элементов деятельности. Дан многоуровневый анализ компонентов иерархической структуры деятельности эксперта-психолога. Ключевые слова: структура деятельности, профессиональная деятельность, судебно-психологическая экспертиза, судебный эксперт-психолог, судебно-экспертная деятельность | 943 | |||||
6184 | Характеризуются психологические и неврологические аспекты формирования философского мировоззрения материалиста-систематика А. А. Богданова и экзистенциалиста-мистика Н. А. Бердяева. Отмечается наличие устойчивой взаимосвязи между строением и функционированием мозга, с одной стороны, и особенностями мировосприятия, определяющими характер философского и научного мышления, с другой стороны. Оцениваются причины и характер несовместимости «левополушарного» рационально-логического и «правополушарного» эмоционально-образного типов мышления. Ключевые слова: рационализм, иррационализм, психология, физиология мозга, структуры сознания | 943 | |||||
6185 | Рассмотрены основные исторические этапы становления идеологемы self-government в лингвокультурном аспекте. Проанализированы выступления политических деятелей США начиная с 1930 г. и выявлены основные ценности того или иного исторического периода. В результате работы сделан вывод, что популярность идеологемы self-government в определенный исторический период США отражает противостояние консервативной и либеральной идеологий. Ключевые слова: политический дискурс, идеологема, ценность, консервативная идеология, либеральная идеология, семиотическая функция | 943 | |||||
6186 | Введение. С появлением новой специальности «Дизайн архитектурной среды» в вузах возникла необходимость в систематизации терминологического аппарата данной предметной области. Целью исследования является построение логико-понятийной модели терминологического поля «Дизайн интерьера» как компонента терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Материал и методы. Материалом для изучения послужили архитектурно-дизайнерские термины (более 620 номинаций), почерпнутые из учебно-научной литературы, лексикографических источников, профессиональной интернет-коммуникации, электронных журналов, сайтов студий дизайна и дизайнерских интернет-магазинов, данные Национального корпуса русского языка. Используются описательный и сравнительно-сопоставительный методы лингвистического исследования, приемы моделирования, дефиниционного и компонентного анализов. Результаты и обсуждение. Представлена краткая история вопроса и трактовка терминологического поля, принятая в работе «Терминополе – это унифицированная на системном основании многоуровневая классификационная структура, объединяющая термины сферы однородной профессиональной деятельности» (Л. А. Морозова). Под логико-понятийной моделью терминополя «Дизайн интерьера» понимается модельный конструкт системы взаимосвязанных понятий, группирующихся вокруг центрального понятия сферы дизайна интерьера на основе классификации понятий. Понятийный (логико-понятийный, тематический) аспект анализа терминосистемы с целью выявления ее границ и иерархической организации связан преимущественно с ономасиологическим подходом, и в этом случае терминологическое поле призвано отразить сферу специального употребления данной области знания. В результате анализа текстов профессиональной направленности определены границы терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды», состоящего из терминологических полей «Дизайн интерьера» и «Дизайн открытого архитектурного пространства». Сформирован корпус профессиональной лексики, входящей в терминологическое поле «Дизайн интерьера», осуществлено ее дефинирование и систематизация. Заключение. Выявлена многоуровневая разветвленная иерархическая организация терминологического поля «Дизайн интерьера», состоящая из двух субполей: «Дизайн жилых интерьеров» и «Дизайн общественных интерьеров», которые делятся на терминологические микрополя, тематические группы, подгруппы и микрогруппы (11 группировок терминов разных уровней). Таким образом построена понятийная модель терминологического поля «Дизайн интерьера», являющегося фрагментом терминологического макрополя «Дизайн архитектурной среды». Результаты работы представляют интерес для лингвистов, специалистов в области дизайна архитектурной среды, а также студентов специальности «Дизайн архитектурной среды». Ключевые слова: терминология, терминологическое поле, дизайн архитектурной среды, дизайн интерьера, архитектурно-дизайнерская терминология, русский язык | 943 | |||||
6187 | Рассматриваются особенности использования аллюзии в качестве одного из средств выражения концептов. В зависимости от свойств объекта, на который ссылается аллюзия, она может репрезентировать несколько концептов в их периферийных полях. Особое внимание уделяется парным аллюзиям, которые могут проявлять себя в дискретном и синкретическом аспектах. Каждый член парной аллюзии, как правило, обладает индивидуальной концептуальной отнесенностью. Члены названной аллюзии, представленные вместе, демонстрируют иную концептуальную отнесенность, характерную только для их бинарного употребления. Ключевые слова: концепт, парная аллюзия, фоновые знания, дискретность, синкретизм | 942 | |||||
6188 | Исследуется проблема лингвистического аксиологического анализа региональной идентичности на материале компонентов ономастического пространства провинциального города. Региональная идентичность рассматривается как уникальная система в динамике и аспекте межкультурной коммуникации. Исследование выявило «ландшафтный образ жизненного мира» по данным системы топонимов, который складывается из трех компонентов: часть генетического кода, часть истории России, часть глобализирующегося мира. Ключевые слова: ценность, региональная идентичность, ономастическое пространство, топоним, лингвоаксиологический анализ, региональная языковая личность | 942 | |||||
6189 | Статья посвящена одному из составляющих нравственного воспитания личности в абхазской народной педагогике – религиозным воззрениям народа Абхазии. В своих этнопедагогических исследованиях автор утверждает, что нравственная сторона воспитания является наиболее актуальной и значимой в условиях изучаемого региона, анализ которой позволил определить неотъемлемость морали, этики, духовных ценностей народа от его верований. Научная новизна и теоретическая значимость предпринятого исследования заключаются в том, что впервые обозначена значимость форм реализации народной педагогики посредством религиозных воззрений абхазов, определена их регулятивная функция. В качестве вывода автор подчеркивает эффективность воспитательного воздействия на подрастающее поколение религиозных норм и убеждений, предлагая творчески, но с оглядкой на современную действительность использовать их в системе образования республики. Ключевые слова: религия, религиозные воззрения, абхазы, народная педагогика абхазов, этнопедагогика, Республика Абхазия, народное воспитание, нравственное воспитание | 942 | |||||
6190 | Рассматривается проблема реализации современных педагогических технологий, построенных на принципах проблемного обучения: проектной технологии, эвристической технологии, кейс-технологии. Данные технологии позволяют формировать не только базу знаний, умений и навыков у обучающихся, но и развивать личностные, метапредметные качества. Выделены основные аспекты, на которые следует обратить внимание педагогу при использовании технологий проблемной направленности в своей практической деятельности: как подготовить задание, как организовать процесс обсуждения решений в группах, как оценить предложенные обучающимися варианты решений. Также выделены основные методические, психолого-педагогические отличия-особенности при реализации проектной технологии, эвристической технологии и кейс-технологии. Ключевые слова: проектная технология, эвристическая технология, кейс-технология, технология проблемного обучения, проблемное задание | 942 | |||||
6191 | Введение. Важнейшей задачей современного образования является обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации. Изложены основные подходы к изучению понятия «самореализация». Приводятся результаты анкетирования будущих учителей русского языка. Выявлены представления будущих учителей русского языка в отношении их профессиональной самореализации. Материалы и методы. Исследование было проведено на основе анализа теоретических источников по проблеме самореализации и результатов анкетирования студентов филологического факультета. Авторская анкета состояла из трех вопросов открытого типа и четырех вопросов закрытого типа. Результаты и обсуждение. Проанализированы различные подходы к пониманию названных понятий и обоснована собственная позиция по этому вопросу. По результатам анкетирования установлено, что 15 % студентов третьего курса и 55 % студентов четвертого курса уверены, что профессиональная самореализация подразумевает постоянное совершенствование в выбранной профессии и потребность в совершенствовании. Охарактеризованы потребности, возникающие у будущих учителей русского языка в ходе педагогической практики, которая является ключевым звеном между теоретическим обучением будущих учителей русского языка и их самостоятельной работой в образовательном учреждении. Заключение. Самоактуализация понимается автором как тенденция к самореализации. А самореализация – как процесс развития личности, предполагающий активную содеятельность с другими людьми, приложение собственных усилий. Выявлено, что критической точкой в становлении будущего учителя русского языка является педагогическая практика. До практики основными трудностями у студентов являются неуверенность в себе и нехватка знаний в области методических дисциплин. Это можно скорректировать опытом работы в качестве учителя. После педагогической практики основанными барьерами самореализации для студентов становятся отсутствие свободного времени у учителей русского языка и высокая интенсивность работы. Это заставляет будущих учителей русского языка сомневаться в правильности выбора сферы своей дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о психолого-педагогическом сопровождении студентов во время практики. Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессиональная самореализация, будущие учителя русского языка, барьеры профессиональной самореализации | 942 | |||||
6192 | Введение. Клава Кока – одна из наиболее популярных исполнительниц на современной российской сцене, в этой связи представляет интерес анализ концептуального содержания ее творчества. Устанавливается главенствующая роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки, проявляющаяся на лексическом и когнитивном уровнях: в ценностных установках, лежащих в особенностях межличностных отношений героев песен. Под токсичностью понимается свойство человека либо отношений провоцировать эмоциональную боль и полное истощение ресурсов партнера по взаимодействию либо одной из сторон отношений. Абьюзивные отношения в широком смысле характеризуются контролирующим, принудительным, угрожающим, унижающим и насильственным поведением одного из партнеров. Хотя восприятие любви как боли и страдания является рекуррентной идеей западной поп-музыки, в творчестве Клавы Коки такое отношение к любви приобретает признаки токсичности и в ряде случаев абьюзивности. Цель – доказать главенствующую роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки. Материал и методы. К рассмотрению привлекаются 26 песен, написанных Клавой Кокой самой либо в соавторстве с текстовиками лейбла «Black Star». Основными методами исследования являются метод целостного анализа художественного произведения и лингвистический (концептуальный) анализ. Результаты и обсуждение. Мотив токсичности и абьюза в творчестве Клавы Коки проявляется в следующих ценностных установках, лежащих в его основе: метафоризация любви как боли и страдания, антагонизм между партнерами в отношениях, доминирование/подчинение как паттерн отношений, насилие как важная составляющая отношений, зависимость от партнера или от отношений, интенсификация любовного чувства одним из партнеров. Подобные установки приводят к наполнению концепта «любовь» семемами «боль», «страдание», «насилие», «зависимость», «доминирование», «подчинение», «недостижимость», «противостояние», проявляющемуся как на лексическом уровне, так и на когнитивном уровне. Во всех рассмотренных песнях в той или иной степени представлены перечисленные особенности, что дает основание говорить о главенствующей роли мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в творчестве певицы. Заключение. Токсичность и абьюз склонны романтизироваться в текстах певицы, выступая в качестве неотъемлемой составляющей «настоящих» отношений, будучи проявлением «истинной» любви. Мотив токсичности и абьюза становится главным средством реализации концепта «любовь» в творчестве Клавы Коки, тем самым позволяя говорить о соединении концептов «любовь» и «боль» в единую концептуальную пару в творчестве певицы. Ключевые слова: мотив, концепт, токсичность, абьюз, Клава Кока, Моргенштерн | 942 | |||||
6193 | Затрагивается проблема освоения фразеологических единиц современного английского языка при работе с расширением словарного запаса. Проводится анализ выборки некоторых фразеологических единиц с соматическим компонентом и с компонентом-названием предметов одежды. По результатам выборки предлагается классификация материала на основании прозрачности внутренней формы языковых единиц и образа, лежащего в их основе. Описание классификации включает конкретные примеры фразеологических единиц, отмеченных как легких в освоении и, наоборот, вызывающих затруднения. В качестве вывода приводится заключение о тех факторах, которые влияют на изучение фразеологического состава современного английского языка. Ключевые слова: фразеологическая единица, образность, внутренняя форма, фразеологическое значение, экспрессивность | 941 | |||||
6194 | Проанализировано современное состояние технического и гуманитарного образования в вузе. Рассматриваются вопросы об изменении подходов и методов обучения студентов математике и иностранному языку. Особое внимание уделяется контролю самостоятельной работы студентов. Излагается методика организации и контроля самостоятельной работы студентов вуза с применением компьютерного тестирования по основным естественно-научным дисциплинам как необходимое условие обеспечения качественным образованием. Ключевые слова: самостоятельная работа, методы обучения и контроля, индивидуальные задания, компьютерное тестирование, принцип модульности | 941 | |||||
6195 | Рассматривается развитие профессиональных и общекультурных компетентностей у будущих учителей в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза. Описываются различные подходы к понятиям «компетенция» и «компетентность», этапы исследования компетентности как научной категории. Уделяется внимание проблеме становления личности будущих педагогов в системе профессиональной подготовки. Представлены методики диагностического обследования будущих учителей. Изложены результаты исследования, свидетельствующие о том, что уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у будущих педагогов достаточно низкий. Анализируется уровень повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по повышению уровня сформированности общекультурных и педагогических компетентностей у будущих педагогов, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами. Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, общекультурная компетентность, студенты – будущие педагоги, педагогическая деятельность | 941 | |||||
6196 | Рассматривается метафора как предмет исследования в когнитивной лингвистике. Язык является средством обработки, передачи информации, а метафора – универсальным когнитивным приемом оценки и объяснения мира. Через призму своего опыта мы выражаем свою точку зрения, используя слова определенной семантики, значения которых варьируются в зависимости от контекста. Опираясь на мнение о связи семантики с действительностью, исследуется языковое явление метафоры и его использование как средства передачи эмоций и чувств. Дана краткая характеристика метафоры как стилистического явления: определение, типизация, функции. В XX в. начинает развиваться такое направление, как когнитивизм. На его основе и рассматривается метафора как средство выражения эмоциональности в языке, емкость, хранящая некое содержимое, в данном случае – эмоции. Последние разделяют по типам: жидкость, температурные явления, движение, болезнь. Ролью метафоры остается придание речи образно-экспрессивной окраски. Ключевые слова: метафора, языковой оборот, образно-экспрессивная окраска, узуальные метафоры, инновативные метафоры, творческие метафоры, эмоция как жидкость в емкости, метафора-контейнер | 941 | |||||
6197 | Исследуется именование растений по признаку места произрастания. Анализу подвергаются диалектные и наддиалектные фитонимы, входящие в состав русской и немецкой народных ботанических номенклатур и образованные от наименований животных посредством метонимических переносов. Выявляются общие и специфические основания таких переносов. Показаны сходства и различия этнокультурных представлений русских и немцев о мире животных и влияние этих представлений на топологическую номинацию растений. Ключевые слова: номинация, топос, метонимический перенос, название растения (фитоним), название животного (зооним), этнокультура, народная ботаническая номенклатура | 941 | |||||
6198 | Готовность офицера к самоконтролю является одним из личностных оснований профессионализма военного специалиста, которая должна развиваться в процессе обучения будущих офицеров в военном вузе. Практика подготовки к самоконтролю является относительно устойчивой, так как в этой области образовательного процесса длительное время не происходило масштабных перемен, но в то же время, как показало диагностическое исследование, довольно противоречивой. Описана диагностическая работа по исследованию образовательного процесса военного вуза как педагогической системы, направленной на развитие способности курсантов к самоконтролю. Ключевые слова: военно-профессиональное развитие, диагностическое исследование, военное образование, самоконтроль, офицер, компетентность, респондент, способности | 941 | |||||
6199 | Одним из трендов современного мирового сообщества является так называемый креативный консюмеризм. В Америке хендмейд на сегодняшний день – это не просто хобби, но и способ зарабатывать деньги, занимаясь тем, что приносит удовольствие. На основании исследования американской литературы поджанра cozy mystery делается попытка исследовать выражение концепта handmade в американском варианте английского языка, а также определить значимость данного концепта в жизни американского общества. Ключевые слова: креативный консюмеризм, концепт, досуг, хендмейд, хендмейкеры, «уютный детектив», американское общество | 940 | |||||
6200 | Знание профессиональной терминологии является самым сложным аспектом методических знаний учителя, и изучение данной терминологии осуществляется преимущественно в процессе его методической подготовки. Учитель иностранного языка должен дополнительно владеть иноязычной методической терминологией. Рассматриваются терминологические задачи как один из самых значимых видов методических задач для подготовки учителя иностранного языка. Названы специфика терминов лингводидактики и причины трудностей овладения ими. Представлены возможные виды терминологических методических задач и приведены авторские примеры данных задач. Ключевые слова: терминологическая задача, лингводидактический термин, методическая задача, методическая подготовка, подготовка учителей иностранного языка | 940 |