ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАБОЛЕВАНИЮ РЕБЕНКА С ДЦП В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СЕМЬИ
Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, которые развиваются по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида
Ключевые слова: инвалидность, детская инвалидность, ограничение жизнедеятельности, семья, методологические проблемы, гуманизация, социальная адаптация, эмоциональная адаптация, коррекция, детский церебральный паралич (ДЦП), толерантность, фрустрационная нетолерантность
Библиография:
1.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1993. 199 с.
2.Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С. 20.
3.Овчарова Р. В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ин-т развития личности. М., 1995. 42 с.
4.Пикхарт К. Е. Руководство для одиноких родителей. М., 1998.
5.Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психологии. 1995. № 3. С. 139-140.
6.Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: на материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2004. 481 с.
7.Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003. С. 256-289.
8.Мастюкова Е. М. Особенности личности детей с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогика. 1985. С. 70-89.
9.Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // СоцИс. 2004. № 7. С. 129.
10.Ярская В. Н. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей: сб. науч. тр. Саратов: Изд-во пед. ин-та СГУ, 2002. С. 79.
11.Левченко И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 2001. 43 с.
12.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр. М.: Канон, 1995. С. 73.
13.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // СоцИс. 1992. № 2. С. 118-124; № 3. С. 104-114; № 4. С. 91-96.
14.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 574 с.
15.Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Медицина, 1985. С. 166.
16.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 232-245.
17.Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общ. ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб.: Питер, 2002. С. 103-120.
18.Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия в 2 т. / под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевой. М.: ЧеРо, МГУ, 2002. Т. 1. С. 10-23.
19.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная педагогическая академия,1994.
20.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.,1984.
21.Крупенникова И. В., Солондаев В. К. Возможности обеспечения средствами образования социальной адаптации детей с нарушениями в развитии // Социально-психологические процессы в управлении: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти профессора Р. Б. Гительмахера. Иваново,14 ноября 2003 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. С.108-114.
22.Добрынина А. Ю. Организационно-педагогические условия реабилитации детей-инвалидов: дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2005. 192 с.
23.Дмитриева Е. Н. Особенности временной перспективы детей и подростков с ДЦП (в условиях специальной коррекционной школы- интерната): дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2006. 206 с.
Выпуск: 11, 2009
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 113 — 119
Скачиваний: 1540