ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX-НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ XX ВЕКА ПО ПРОБЛЕМАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Рассматриваются основные работы по истории образования конца XIX- начала 90-х годов XX века, в которых затрагиваются вопросы реформирования системы образования в дореволюционной России
Ключевые слова: история образования, реформирование образования, история высшего образования, история дореволюционной школы, историографический обзор
Библиография:
1. Аппельрот Г. Основное народное образование Ч. 1-2. М., 1857, 1858; Шмидт Г. К. История средних учебных заведений в России. СПб., 1876.
2. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902; Он же. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII - XIX веках. СПб, 1912; Он же. Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII - XIX вв. (приложение к «Очеркам по истории системы народного просвещения в России в XVI11 - XIX веках»; Фальборк Г. А., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1899; Он же. Земство и народное образование. СПб., 1910; Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1900; Он же. Основные вопросы организации школы в России. СПб., 1909; Чехов Н. В. Народное образование в России в 60-х годах XX века. СПб., 1912; Он же. Типы русской школы в их историческом развитии. М., 1923; Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию. Пг., 1917; Мордовцев Д. Л. Десятилетие русского земства. 1864-1875. СПб., 1877 и др.
3. Знаменский С. Средняя школа за последние года. М., 1909; Генкель Г. Народное образование на Западе и у нас. СПб., 1911; Каптерев П. Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915 и др.
4. Самыми известными являются работы Н. И. Пирогова («Вопросы жизни», «Взгляд на общий устав наших университетов»), К. Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания», «Труд в его психологическом и воспитательном значении»), Л. Н. Толстого («О народном образовании», «Воспитание и образование»), Д. И. Менделеева («Заметки о народном просвещении», «О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей»), Н. X. Бунге («О современном направлении русских университетов»).
5. Милюков П. Н. Очерки русской культуры. Очерк IV Школа и просвещение. М., 1896; Он же. Университеты в России // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т. 68.
6. Трудовая школа в свете истории и современности: сб. ст. / под ред. M. M. Рубинштейна, 1924; Фортунатов А. А. Теория трудовой школы в ее историческом развитии, 1925; Зеленко В. А. Практика внешкольного образования в России. 1919, 1923; Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Т. 1-3. 1925 и др.).
7. Медынский Е. Н. История русской педагогики. М., 1938.
8. Константинов Н. А., Струминский Н. А. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года). М., 1947.
9. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века. М., 1954.
10. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-е гг. XIX века. М., 1954; Он же. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963.
11. Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа: из опыта кадетских корпусов и военных гимназий в России. М., 1958.
12. Кузьмин Н. Н. Низшее и среднее профессиональное образование: очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР Вторая половина XIX века. М., 1976; Он же. Учительские семинарии России и их место в подготовке учителей начальной школы. Курган, 1970. Он же. Учительские институты в России. Челябинск, 1975.
13. Щетинина Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. М., 1976; Яковлев В. П. Политика царского правительства в университетском вопросе // Вестн. ЛГУ. Ист., язык, литература. 1969. № 2. С. 157-164; Михайлова М. В. Первые школы нового типа, созданные общественной и частной инициативой в России нач. XX в.: дис. ... канд. пед. наук. М., 1966.
14. Днепров Э. Д. Школа в России во второй половине XIX века // Советская педагогика. 1975. № 9. С. 113-124; Тебиев Б. К. Проблема внешкольного образования в общественно-педагогическом движении в России конца XIX-начала XX века. М., 1984; Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М., 1979; Он же. Учительские и революционное движение в России (XIX — н. XX вв.): историко- педагогические очерки. М., 1986.
15. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918-1977: библиографический указатель / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1979.
16. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.). М., 1982.
17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в.- первая пол. XIX в. / под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1973; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР в конце XIX-начале XX вв. / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1991; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй пол. XIX в. / под ред. А. И. Пискунова. М., 1976; Очерки истории школы и
педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / под ред. Э. Д. Днепрова. М., 1989.
18. Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX-начале XX вв. М., 1991.
19. Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX века. М., 1993.
20. Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительские организации дореволюционной России (середина XIX-начало XX вв.). М., 1993; Шевелев А. Н. Взаимоотношения государства и педагогической общественности в процессе формирования образова¬тельной политики 60-80-х гг. XIX века. М., 1991.
Выпуск: 12, 2009
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 100 — 104
Скачиваний: 1958