РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В 5–7-х КЛАССАХ)
Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности посредством проблемных ситуаций. Новизна заключается в обосновании использования предметов гуманитарного цикла в качестве целенаправленного средства развития познавательной самостоятельности посредством особых проблемных ситуаций у учеников 5–7-х классов общеобразовательной школы. В статье указаны проблемные ситуации, особо эффективные при развитии познавательной самостоятельности учеников 5–7-х классов.
Ключевые слова: подростковый возраст, познавательная самостоятельность, предметы гуманитарного цикла, проблемные ситуации, развитие познавательной самостоятельности, средний школьный возраст, учащиеся 5–7-х классов.
Библиография:
1. Менчинская Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. Избранные психологические труды. М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 512 с.
2. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1987. 586 с.
3. Петунин О. А. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. 302 с.
4. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 326 с.
5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982. 209 с.
6. Шишмаренкова Г. Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. Челябинск: Челябин. гос. ун-т, 1997. 182 с.
7. Серкова Г. Г. Самостоятельная работа учащихся образовательных учреждений: оптимизационный подход к развитию самостоятельной деятельности: практ.-ориент. монография и метод. пос. Челябинск: ЧелИРПО, 2003. 107 с.
8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение, 1977. 240 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.
10. Петунин О. В. О структуре познавательной самостоятельности обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2008. № 5. С. 61–63.
11. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. № 5. С. 14–16.
12. Баластов А. В. Практический подход в организации самостоятельной работы по иностранному языку с использованием информационных технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 5. С. 37–40.
13. Сулимова Е. Ю. Самостоятельность в учебном процессе на современном этапе образования: в помощь преподавателю. Челябинск: Энциклопедия, 2008. 40 с.
14. Тарбокова Т. В., Шахматов В. М. Учебные пособия как средство активизации познавательной самостоятельности студентов в процессе их математической подготовки // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1. С. 68–72.
15. Уразова М. Б., Эшпулатов Ш. Н. Фреймовая технология как способ формирования самостоятельного мышления студентов педагогических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4. С. 163–165.
16. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985. 80 с.
17. Федотова Т. И. Применение элементов исследовательской работы для развития творческих способностей школьников // Одаренный ребенок. 2009. № 1. С. 106–111.
Выпуск: 8, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 173 — 178
Скачиваний: 1215