ВЗАИМОСВЯЗЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ПРОСТРАНСТВА И ДЕЙСТВИЯ В ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗА
Статья посвящена обсуждению эвристического потенциала герменевтической концепции образа в контексте дискуссий о современной визуальной культуре. Х.-Г. Гадамер трактует образ как одновременно визуальный, пространственный и социальный феномен, тем самым расширяя и трансформируя привычное представление об иконическом опыте. Первоначально образ – не объект эстетического исследования и художественной критики, а социальный феномен, который должен быть рассмотрен в его взаимосвязях со структурами жизненного мира. Размывая границы между искусством и жизнью, Гадамер в своей концепции образа предоставляет широкий спектр возможностей для систематического анализа иконических практик во всем их многообразии: от науки и экономики до живописи и архитектуры.
Ключевые слова: философская герменевтика, теория образа, взаимосвязь визуальности и пространственности в герменевтическом опыте
Библиография:
1. Husserl E. Gesammelte Werke (Husserliana), Bd. 23. The Hague: Kluwer Academic Publishers Group, 1980.
2. Gadamer H.-G. Gesammelte Werke. Bd. 1. Tьbingen: Mohr, 1999.
3. Ranciиre J. The Aesthetic Unconscious. Cambridge: Polity Press.
4. Alexander J. Iconic Consciousness: The Material Feeling of Meaning. Thesis Eleven 103 (1), London: Sage, 2010.
5. Alexander J. Iconic Experience in Art and Life: Surface/Depth Beginning with Giacometti’s Standing Woman. Theory, Culture & Society 25 (5). London: Sage, 2010.
6. Hayman J. The Objective Eye: Color, Form, and Reality in the Theory of Art. Chicago & London: The University of Chicago Press, 2006.
7. Hopkins R. Picture, Image and Experience. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
8. Lopes D. Understanding Pictures. New York: Oxford University Press, 1996.
Выпуск: 7, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КУЛЬТУРЫ
Страницы: 16 — 24
Скачиваний: 1241