ИЛЛЮЗИЯ И УТОПИЯ В КОМЕДИИ В. СОЛЛОГУБА «НОЧЬ ПЕРЕД СВАДЬБОЙ, ИЛИ ГРУЗИЯ ЧЕРЕЗ ТЫСЯЧУ ЛЕТ»
Рассматривается обусловленность стиля и жанра драматического произведения в зависимости от публики. В. Соллогуб является автором двух пьес на кавказскую тему. Первая – «Ночь в духане», написанная для русского зрителя, – комедия положений, близкая к водевилю. Вторая – «Ночь перед свадьбой, или Грузия через тысячу лет», адресованная тифлисской публике, – комедия-утопия. Драматург обращается к утопии в связи со своими взглядами на будущее развитие Кавказа. Он видел миссию Российской империи в культурном покорении края, взаимопроникновении русской и грузинской культур. Это было продолжением миротворческих взглядов наместника Кавказа М. С. Воронцова, осуществлявшего широкую просветительскую политику. Сюжет пьесы развертывается на современном материале. Иллюзия возникает из переплетения узнаваемых и откровенно фантастических эпизодов. Комедийная фабула не мешает драматургу давать глубокие характеристики настоящего и будущего. Соллогуб затрагивает проблемы европеизации, отношения к просвещению, пути развития наций в будущем, положения женщины в обществе. Комедия написана изящным языком с привлечением русско-грузинского двуязычия.
Ключевые слова: утопия, иллюзия, Кавказ, комедия, публика, стиль, поликультурность, историческая реальность, В. Соллогуб
Библиография:
1. Пушкин А. С. Мои замечания об русском театре // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т. VII. Критика и публицистика. М.–Л., 1949. С. 7–14.
2. Соллогуб В. А. Собрание сочинений в 5 томах. СПб. 1886. Кн. 1–3, Т. 4. 650 c.
3. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. 2-е изд., доп. и испр. Томск. Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007, 318 с.
4. Сочинения графа В. А. Соллогуба. Т. IV, СПб.: изд-во А. Смирдина (сына), 1856. Стр. 332.
5. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Тт. 1–14, М. 1937–1952. Т. VIII. 460 c.
6. Бороздин А. К. Литературные характеристики. Девятнадцатый век. СПб. Т. 1–2. 1911. Т. 1. С. 695.
7. Грехнев В. А. Творчество В. А. Соллогуба в русской прозе конца 30-х – первой половине 40-х гг. XIX века: автореф. дис. … канд. филол. наук. 1967. 19 c.
8. Махлин В. Л. О культурно-историческом контексте творчества Хемингуэя // Вестник Московского ун-та, 1987. № 3. С. 33–44.
9. Савицкий П. Евразийство // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 томах. М: Искусство, 1994. Т. 1. 320 с.
10. Успенский Б. А. Пушкин и Толстой: тема Кавказа // Историко-филологические очерки. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 27–48.
11. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. Авторская модель художественного текста как синтез выразительных возможностей рода литературы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 178–185.
Выпуск: 11, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ УСЛОВНОСТИ
Страницы: 29 — 35
Скачиваний: 845