ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается опыт внедрения педагогической системы по формированию культуры интеллектуальной деятельности младших школьников. Анализируются возможности использования интеллектуальных игр в учебно-воспитательном процессе в школе. Раскрываются основные факторы, определяющие эффективность методики педагогического руководства интеллектуальными играми; педагогические условия построения интеллектуально-развивающего образовательного пространства. Особенности использования шахматной игры в учебно-воспитательном процессе в младшей школе рассматриваются через факультативный курс, объединяющий математику, логику и шахматы. Описываются особенности подготовки социальных педагогов к формированию интеллектуальной культуры учащихся через анимационную деятельность в вариативном курсе «Педагогика интеллектуально-досуговой деятельности».
Ключевые слова: культура интеллектуальной деятельности, младший школьник, шахматы, интеллектуальные игры, подготовка социальных педагогов, педагогические условия, умение учиться
Библиография:
1. Богоявленская Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1988. 396 с.
2. Востриков А. А. Проблемы развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 13 (115). С. 178–183.
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.
4. Ладенко И. С. Методологическая концепция развития сферы интеллектуальных систем // Интеллект. Культура. Образование: материалы VI Междунар. науч. юбил. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения акад. РАО И. С. Ладенко, с элементами науч. школы для молодежи (Новосибирск, 16–19 сентября 2013 г.). Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 13–15.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.
6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 659 с.
7. Смульсон М. Л. Психологія розвитку інтелекту. К.: Нора-Друк, 2003. 298 с.
8. Сухомлинський В. О. Розмова з молодим директором // Вибрані твори: у 5 т. К.: Рад. школа, 1977. Т. 4. С. 393–626.
9. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.
10. Кодлюк Я. П. Суб’єктність молодшого школяра в навчальній діяльності // Початкова школа. 2013. № 1. С. 6–9.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
12. Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. 288 с.
13. Цукерман Г. А. Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1996. 157 с.
14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
15. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 334 с.
16. Талызина Н. Ф., Яковлев Ю. А. Особенности формирования шахматных умений при разных типах ориентировочной деятельности // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: МГУ, 1968. С. 81–123.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 87 — 91
Скачиваний: 1205