ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ТАТАР РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Проанализирована степень изученности вопросов, касающихся управления образованием татар России во второй половине XIX в., на примере Астраханской губернии. Рассмотрены особенности исследования вопроса в дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917–1991 гг.) и современный (с 1991 г.) периоды. Несмотря на богатый фактический материал, данная проблема практически не была предметом самостоятельного исследования. Авторы имеющихся исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается мало разработанной, к тому же некоторые из этих работ носят компилятивный характер, поэтому в данный момент главной целью является изучение архивных материалов. Также рассматривается образовательная политика Министерства внутренних дел по отношению к татарам России в период правления двух императоров – Александра II и Александра III, заключающаяся в попытках распространения русского языка в татарской среде, указываются законодательные акты. Особенность татарского образования раскрывается на примере Астраханской губернии.
Ключевые слова: татарское образование во второй половине XIX в., татарская школа, образовательная деятельность МВД, управление образованием татар
Библиография:
1. Малиновская С. М., Малиновский И. В. Содержание этнокультурного образования народностей Севера // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 147–151.
2. Дело о введении образовательного ценза для магометанского духовенства, в том числе обязательного испытания в знании русского языка (21 июня 1888 – 11 апреля 1893) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 1074 ед. хр.
3. Дело о предоставлении МГИ сведений о татарских школах при мечетях в Приволжских губерниях и о причинах безуспешности распространения русской грамоты среди татар (31 марта – 15 мая 1866) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 806 ед. хр.
4. Дело о проведении мероприятий по введению преподавания русского языка в медресе и мектебе и по пресечению противодействия этому со стороны мулл (31 июля 1869 – 24 марта 1909) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 807 ед. хр.
5. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX – начало XX в.). СПб.: Лисс, 1998. 1000 с.
6. Тарабановская Е. А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX – начало XX в. (на примере национального образования в Астраханской губернии). Астрахань: Астраханский университет, 2009. 176 с.
7. Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: сб. статей. Казань, 1992. 147 с.
8. Дело о волнениях среди магометанского населения Поволжья в связи с изданием закона 1888 г. об образовательном цензе для магометанского духовенства и слухами о принудительном распространении среди магометан русского языка и православия (19 января – 21 июня 1889) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 1075 ед. хр.
9. Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. 1898. Кн. 11. С. 1–9.
10. Об открытии в г. Астрахани, в пожертвованном доме, русско-татарской школы (1879–1886) // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92, о. 1, 15086 ед. хр.
11. Инструкция инспекторам башкирских, киргизских и татарских школ, сведения об инородческих школах по Астраханской губернии (15 января 1875 – 14 мая 1879) // Государственный архив Астраханской области. Ф. 1, о. 11, 798 ед. хр.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Страницы: 180 — 185
Скачиваний: 1136