ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Рассматриваются возможности визуальной антропологии в исследовании религиозного культа. Перспективы визуальной антропологии в этой области связываются с ролью визуального элемента в культе: его определяющим влиянием на смыслообразование, ведущей ролью в распространении религиозных ценностей в культуре. Анализируются имеющиеся достижения в изучении визуальной составляющей культа применительно к православному богослужению и перспективы формирования новых методологических подходов к изучению культа.
Ключевые слова: визуальная антропология, религиозный опыт, религиозный культ, православное богослужение, пространственная икона, обратная перспектива
Библиография:
1. Мещеркина-Рождественская Е. Ю. Визуальный поворот: анализ и интерпретация изображений // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Саратов: Научная книга, 2007. С. 28–42.
2. Аванесов С. С. Визуальная антропология как исследовательская дисциплина // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2013. Вып. 1. С. 68–74.
3. Мазур Л. Н. «Визуальный поворот» в исторической науке на рубеже XX–XXI вв.: в поисках новых методов исследования // Источниковедение.ru. URL: http://ivid.ucoz.ru/publ/lappo_150/mazur_ld/16–1–0–144.
4. Савченко О. В. Религия как трансформирующийся феномен культуры // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 2. С. 134–138.
5. Черемисина М. П. Тайный язык символов в хантыйской культуре // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 1. С. 140–143.
6. Сазонова Н. И. Структурализм и герменевтика в анализе сакрального текста: к постановке проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 11. С. 199–202.
7. Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М.: Феория, 2009. 362 с.
8. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968–1992). СПб., Искусство-СПб, 2000. С. 151–276.
9. Игнатенко А. А. Об исламе и нормативной дефицитности Корана // Отечественные записки, 2008. № 4 (43). С. 218–236.
10. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. 432 с.
11. Забияко А. П. Религиозный опыт // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 866–867.
12. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. 336 с.
13. Сулоцкий А., прот. Хождение на осляти в вербное воскресение, совершавшееся в старину в г. Тобольске // Тобольские епархиальные ведомости. 1882. № 5, Неоф. отд., с. 93–99.
14. Сазонова Н. И. Обратная перспектива как принцип визуальной самопрезентации православия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7. С. 218–223.
15. Лебедев Л., прот. Богословие Земли Русской // URL: http://www.ierusalim.ru/mon.php?subaction=showfull&id=1123316828&archive=&start_
from=&ucat=&
16. Лебедев В. Ю. Модель семиотического дрейфа в описании христианского религиозного ритуала // Полигнозис. 2004. Вып. 2. С. 30–38.
17. В Великий четверг Святейший Патриарх Кирилл совершит чин омовения ног. Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/616945.html
18. Алипий (Гаманович). Грамматика церковнославянского языка / Алипий (Гаманович), иером. М.: Паломник, 1991. 272 с.
19. Аввакум. Книга бесед // Памятники истории старообрядчества. М.– Л.: б. и., 1927. Стб. 241–424.
20. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 9. М.: Наука, 1982. 356 с.
21. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М.: Наука, 1978. 394 с.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 202 — 207
Скачиваний: 853