ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рассматривается необходимость антропологического поворота в лингвометодике. Обобщены результаты философско-антропологических зарубежных и отечественных исследований и зафиксированы те базисные антропологические принципы, которые сегодня составляют основу педагогико-антропологического видения образовательного процесса. Рассмотрен спектр определений предмета, метода и задач педагогической антропологии. При этом диагностика образовательных достижений учащихся должна сместиться из области чистой рациональности в сферу языкового мышления, в процессе которого и происходит построение «практической философии» растущей личности. При таком подходе учащиеся становятся активными конструкторами собственного мировоззрения, собственной нравственной концепции мира и человека в нем. Заявлен один из возможных способов научно-теоретического и практико-технологического решения проблемы итогового контроля по русскому языку с опорой на лингвоконцептоцентрическую модель, когда диагностика смещается из области чистой рациональности в сферу языкового мышления.
Ключевые слова: антропологический поворот, антропологическая методика, лингвоконцептология, диагностика, контроль
Библиография:
1. Бим-Бад Б. М. Антропологические основы образования. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101
2. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 18–25.
3. Соловьев Вл. Философские начала цельного знания // Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2. 230 с.
4. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Св.-Вл. Братства, 1993. 271 с.
5. Карсавин Л. Н. О личности // Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М.: Ренессанс, 1992.
6. Розанов В. В. Три главных принципа образования (по поводу замечаний Д. И. Иловайского) // Сумерки просвещения. URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_sumerki_prosvechenia.html
7. Корольков А. А. Духовная антропология. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 326 с.
8. Петрунина Т. А. Педагогическая антропология в системе педагогического знания. URL: http://vestnik.osu.ru/2003_3/7.pdf
9. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М., 1995. 236 с.
10. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с. URL: http://fi pschool22.ru/biblioteka
11. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-пресс, 1995. 448 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 177 — 181
Скачиваний: 1113