ВЕРА И РАЗУМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ И В ИМЯСЛАВИИ: СИМВОЛИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Рассматриваются эпистемологические воззрения старших славянофилов А. С. Хомякова и И. В. Киреевского и философов-имяславцев Флоренского, Булгакова, Лосева. Особое внимание при этом уделено проблеме соотношения веры и разума. Говорится о типах наук – науке античности, Средневековья, Нового времени. Выдвигается тезис: концептуальное соединение веры и достоверного разума требует особого типа научного мышления – мышления символического. В связи с этим рассматриваются примеры символического мышления в науках античности и Средневековья. В основной части анализируются концепции православной науки в философии славянофильства и имяславия в аспекте символического мышления. Выявляется определенная зависимость эпистемологических воззрений указанных мыслителей от традиций античной философии и западной схоластической традиции. В заключение делается вывод об актуальности проблемы соотношения веры и разума для круга гуманитарных наук современности.
Ключевые слова: вера и разум, славянофилы, имяславие, символическое научное мышление, достоверное знание
Библиография:
1. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.
2. Лосев А. Ф. Избранные труды по имяславию и корпус сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах». СПб.: Изд-во Олега Абышко: Университетская книга – СПб., 2009. 224 с.
3. Григорий Богослов, святитель. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской // Святитель Григорий Богослов. Архиепископ Константинопольский. Творения в 2 т. Т. 1: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. 896 с.
4. Григорий Палама, святитель. Триады в защиту священнобезмолвствующих. СПб.: Наука, 2007. 429 с.
5. Игнатий Брянчанинов, святитель. Аскетическая проповедь // Святитель Игнатий Брянчанинов. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. IV. М.: Паломник, 2002. 784 с.
6. Творения святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Собрание писем. М.: Сретенский монастырь, 2003. 784 с.
7. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.
8. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
9. Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия // Максим Исповедник. Творения. Аскетические трактаты. В 2 кн. Кн. 1. М.: Мартис, 1993. 354 с.
10. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. 522 с.
11. Петр Дамаскин, священномученик. Творения. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009. 283 с.
12. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: Наука, 2007. 592 с.
13. Катасонов В. Н. Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки: сб. статей / под ред. П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997. 319 с.
14. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в Средние века: Общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. 352 с.
15. Киреевский И. В. О новых началах философии // Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. 439 с.
16. Творения святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Аскетические опыты. В 2 т. Т. 2. М.: Сретенский монастырь, 1996. 612 с.
17. Резниченко А. И. О смыслах имен: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М.: Регнум, 2012. 417 с.
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Страницы: 169 — 174
Скачиваний: 734