РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматривается роль универсальных учебных действий в развитии информационной культуры личности студента как компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующего уровень всех осуществляющихся информационных отношений. Обозначены различные подходы к феномену информационной культуры: информологический, культурологический и философский. С позиций данных подходов определено понимание феномена «информационная культура». Автор утверждает, что в информационной культуре личности выделяется четыре основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и действенно-практический, коммуникативный. Подробно раскрыт каждый из компонентов. Описаны универсальные учебные действия как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, влияющие на развитие информационной культуры личности студента.
Ключевые слова: информационная культура, компоненты информационной культуры, развитие информационной культуры, универсальные учебные действия
Библиография:
1. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. 192 с.
2. Калиновская Н. А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия // Информационное общество: культурологические проблемы: материалы междунар. науч. конф. Краснодар; Новороссийск, 17–19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 93–94.
3. Семенюк Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 7. С. 3–6.
4. Леончиков В. Е. Информационная культура личности: поиски методологии // Информационное общество: культурологические проблемы: материалы междунар. науч. конф. Краснодар; Новороссийск, 17–19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 91–93.
5. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скинор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М., 2002. 337 с.
6. Соснина Т. Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовок понятия «информация». Самара: Самарский гос. аэрокосм. ун-т, 1998. 212 с.
7. Табачук Н. П. Процесс создания инфографики: как не упустить главное? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 12. С. 78–83.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007.
9. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16–23.
10. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
11. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
12. Насырова Н. Х. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов // Материалы телеконференции «Информационные технологии в гуманитарных науках». URL: http://www/ksu.ru/gum_konf/otl.htm (дата обращения: 5.08.2015).
13. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82–92.
14. Елистратора Н. Н. Информационная культура как критерий информационного высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 24.06.2015).
15. Генезис понятия «информационное мировоззрение личности» (тезисы). XI региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 8–10 ноября 2006 г.: тез. докл. Напр. 12 «Педагогика и психология». Секция «Педагогика». Волгоград: Перемена, 2007. С. 32–34.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА
Страницы: 98 — 104
Скачиваний: 1134