ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
В настоящее время можно констатировать некоторые тенденции, определяющие особенности развития современной школы. Уменьшающиеся год от года численность и плотность населения в большинстве субъектов РФ, большие расстояния между населенными пунктами и низкая степень развитости инфраструктурных характеристик обуславливают значительный рост числа малых школ не только в сельской местности, но и городах. В большинстве региональных образовательных систем число малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений составляет от 30 % (в центральных плотно населенных территориях) до 80 % (в поселениях Сибири, Дальнего Востока, Севера).
Ключевые слова: малокомплектная сельская школа, разновозрастное обучение, межпредметность, интегративность, технологический комплекс разновозрастного обучения, разновозрастной класс-комплект, разновозрастная группа
Библиография:
1. Обухов В. В., Никульшин С. М. Задачи модернизации образования в сельских малокомплектных образовательных учреждениях // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (101). С. 5–8.
2. Митрофанова (Байгулова) Н. В. Развитие содержания образования в сельской малокомплектной школе // Комплекс рабочих программ курсовой подготовки и переподготовки учителей и менеджеров сельских образовательных учреждений: учеб.-метод. пособие / сост. Е. Е. Cартакова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 99–108.
3. Митрофанова (Байгулова) Н. В. Формирование содержания образования на основе межпредметных связей. Томск: НИП, 2006. 168 с.
4. Баранников А. В. Основные направления организации образовательного процесса. М.: Проспект, 1993. 84 с.
5. Зайкин М. И. Обучение в малочисленных классах: к анализу уроков учителей сельской школы // Советская педагогика. 1990. № 2. С. 34–38.
6. Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., 2003. 278 с.
7. Байгулова Н. В. Разработка модели разновозрастной сельской малокомплектной школы в процессе модернизации системы общего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 12 (90). С. 45–50.
8. Сартакова Е. Е., Байгулова Н. В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя для сельских малокомплектных образовательных учреждений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 32–36.
9. Тряпицына А. П. Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. СПб.: Береста, 2004. 187 с.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 138 — 143
Скачиваний: 1119