ОТКОМАНДИРОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ НА ОСВОБОЖДЕННЫЕ ДОРОГИ СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
Рассматривается реэвакуация железнодорожников из Западно-Сибирского региона, вызванная необходимостью восстановления транспортных магистралей освобожденных районов страны. Изучен исторический опыт решения организационно-производственных проблем реэвакуации работников железнодорожного транспорта. Выявляются механизмы реализации основных направлений деятельности, ее масштабы и результаты. Исследование проведено в соответствии с основными принципами исторической науки. Реализуя принципы историзма, исследуются изучаемые процессы в их развитии, взаимодействии и изменении. В соответствии с принципом объективности использовались разные источники с целью всестороннего изучения вопроса. Проблемно-хронологический метод позволил рассматривать изучаемую проблему в динамике. Отмечена слабая изученность проблемы реэвакуации в целом и рассматриваемой в частности. Показано, что вопросы откомандирования железнодорожных кадров на Запад были в центре внимания руководителей сибирских областей. Акценты делаются на напряженности заданий, трудности их выполнения, недостатках и итогах. В выводе подчеркивается, что наивысшее напряжение в работе имело место в 1943 г., когда в широких масштабах развернулось восстановление народного хозяйства, в том числе и железнодорожных магистралей страны. Мобилизация в армию и реэвакуация привели к обновлению состава железнодорожников томской и омской дорог к концу войны на 70–75 %, что свидетельствовало о большой текучести кадров и создавало огромные трудности в работе железнодорожного транспорта региона.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, эвакуация, Наркомат путей сообщения (НКПС), Военно-эксплуатационное отделение (ВЭО), освобожденные районы, реэвакуация, восстановление народного хозяйства
Библиография:
1. Алексеев В. В., Гущин Н. Я. Трудовой подвиг сибиряков в годы Великой Отечественной войны (итоги и задачи изучения) // Сибирь в Великой Отечественной войне: докл. пленар. заседания Всесоюз. науч. конф. (г. Новосибирск, 5–6 марта 1985 г.). Новосибирск, 1985. С. 49–50.
2. Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). М., 1963. 207 с.
3. Шейко Е. И. Помощь сибиряков освобожденным районам // Сибиряки – фронту. Новосибирск, 1971. С. 190.
4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Оп. 1. Д. 200.
5. Елизаров И. В. Деятельность партийных организаций по обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Томск, 1979. 199 с.
6. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. М., 1957. Т. 2. 888 с.
7. Советская экономика в период Великой Отечественной войны. 1941–1945. М., 1970. 502 с.
8. Железнодорожник Кузбасса. 1944. 9 сентября.
9. Гудок. 1944. 22 декабря.
10. Железнодорожник Кузбасса. 1945. 23 февраля.
11. Куманев Г. А. На службе фронта и тыла. М., 1976. 424 с.
12. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 729.
13. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 33. Д. 829.
14. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-75. Оп. 1. Д. 13.
15. ГАКО. Ф. Р-790. Оп. 1. Д. 14. Л. 19.
16. Исторический архив Омской области (ИсАОО). Ф. 17. Оп. 18. Д. 79.
17. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р-834. Оп. 1. Д. 147.
18. Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Ф. 630. Оп. 1. Д. 471.
19. ГААК. Ф. П-10. Оп. 27. Д. 105; Д. 127.
20. ИсАОО. Ф. 437. Оп. 5. Д. 23; Д. 40.
21. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 7. Д. 193.
22. Докучаева Г. А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1969. 324 с.
Выпуск: 5, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Страницы: 144 — 150
Скачиваний: 676