ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЗМА В РАССКАЗЕ В. РАСПУТИНА «УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО»
Исследуются приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского», отмечается особое отношение рассказчика к герою, характерное для автобиографического повествования, анализируются способы создания психологического портрета персонажа-подростка, его речевые особенности. Писатель подчеркивает моральность и силу воли ребенка из сибирской деревни, способного достойно пережить предательство, одиночество, голод и извлечь нравственные уроки из социального опыта. В. Распутин наследует и развивает традиции литературы второй половины XIX века о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В отличие от персонажей-детей классической прозы, герой рассказа В. Распутина сам выбирает жизнь отдельно от семьи для получения образования, а в жестокой/равнодушной к ребенку социальной среде появляется взрослый (учитель), готовый оказать помощь и поддержку.
Ключевые слова: приемы психологизма в литературе, сибирская литература, В. Распутин, образ подростка в литературе
Библиография:
1. Урманов А. Мастерство психологического анализа в повести В. Г. Распутина «Живи и помни». М., 1981. 42 с.
2. Ануфриев А. Е. Особенности психологического анализа в повести В. Распутина «Живи и помни». М., 1982. 167 с.
3. Дворяшин Ю. Традиции Ф. М. Достоевского в творчестве В. Г. Распутина // Проблемы творчества Ф. М. Достоевского: поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 97–108.
4. Семенова С. В. Распутин. М.: Советская Россия,1987. 176 с.
5. Бедрикова М. Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: творчество В. Астафьева и В. Распутина: дис. … канд. филол. наук. М., 1995. URL: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-psikhologizma-russkoi-prozy-vtoroi-poloviny-1980-khgodov-tvorchestvo-v-astafeva#ixzz4I2hJQACR (дата обращения: 12.03.2016).
6. Плеханова И. И. Рассказы В. Г. Распутина 1980–1990-х годов: игровое начало в художественном сознании // Сибирский текст в русской культуре: к 400-летию Томска и 125-летию первого университета Сибири: сб. науч. ст. Томск, 2002. С. 110–120.
7. Ходченкова И. В. Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В. Распутина: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2006. URL: http://cheloveknauka.com/problema-russkogo-haraktera-v-publitsistike-povestyah-i-rasskazah-v-rasputina#ixzz32MKwTyFP (дата обращения: 15.05.2015).
8. Имихелова С. С. Рассказ В. Распутина «Уроки французского» в контексте «деревенской прозы» 1960–1970 гг. // Время и творчество Валентина Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина: материалы / отв. ред. И. И. Плеханова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 342–348.
9. Губайдулина А. Н. Феноменология детства в прозе Валентина Распутина // Время и творчество Валентина Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина: материалы / отв. ред. И. И. Плеханова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. С. 143–150.
10. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Художественная литература, 1977. 448 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
12. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Толстого // Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная лит., 1972. С. 165–182.
13. Полева Е. А. «Уроки французского» В. Распутина в контексте традиций литературы второй половины XIX века о детях // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сб. науч. тр. / под ред. И. И. Плехановой. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. С. 207–215.
14. Бочаров С. Г. Л. Н. Толстой и новое понимание человека. «Диалектика души» // Литература и новый человек. М., 1963. С. 224–308.
15. Распутин В. Г. Уроки французского // Распутин В. Г. Уроки французского: повести и рассказы. М.: Художественная лит., 1987. С. 401–428.
Выпуск: 11, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XX ВЕКОВ
Страницы: 131 — 136
Скачиваний: 1166