СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-37-41
Рассматриваются проблемы социальной адаптации детей, приводящие к затруднению в межличностной коммуникации, пребывания в обществе. Авторами представлен механизм сетевого взаимодействия ведущих образовательных организаций: Муниципальным автономным образовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 28 г. Томска и Муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования Дом детства и юношества «Наша гавань» г. Томска. В рамках сетевого взаимодействия создана муниципальная инновационная площадка туристско-краеведческой деятельности, в условиях которой внедряется социально-педагогический проект «Формирование социально адаптированной личности обучающегося средствами туристско-краеведческой деятельности в условиях интегрированной социально-педагогической развивающей среды общего и дополнительного образования». Проект обоснован теоретическими положениями, связанными с концепциями формирования личности ребенка, теориями социальной адаптации подрастающего поколения, различными концепциями формирования образовательной среды. Описаны ключевые аспекты социально-педагогического проекта. В основу положена дополнительная общеразвивающая программа «Туристско-краеведческая деятельность: успешная социальная адаптация». Определено взаимодействие социальных партнеров проекта. Представлены две авторские модели: модель социально-педагогической развивающей среды по формированию социально адаптированной личности обучающихся в условиях МАОУ СОШ № 28 и МБОУ ДО ДДиЮ «Наша гавань» и модель формирования социально адаптированной личности в условиях социально-педагогической развивающей среды. Для разработки модели социально-педагогической среды использована эколого-личностная модель образовательной среды В. А. Ясвина. Приведена система мониторинговых исследований.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, социально-педагогический проект, внеурочная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, интегрированная развивающая среда, модель образовательной среды, модель формирования социальной адаптации личности
Библиография:
1. Казанская В. Г. Подросток: социальная адаптация. СПб.: Питер, 2011. 288 с.
2. Беккер Н. В. Основы формирования социальной компетентности школьников // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 2 (8). С. 54–62.
3. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2013. 288 с.
4. Кокорева Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. … канд. пед. наук. Саранск, 2004. 184 с.
5. Никонова М. А. Краеведение: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 192 с.
6. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 207 c.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С. 14.
8. Пушкарева Т. Г., Сартакова Е. Е. Модель социальной образовательной среды для формирования социальной компетентности будущего педагога сельской школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 13 (115). С. 118–122.
9. Шульга Т. И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска. М.: МГОУ, 2010. 199 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 37 — 41
Скачиваний: 899