РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-1-51-57
Предпринята попытка выявить аспекты развития математических способностей школьников в процессе формирования понятий, представляющие конструкцию в виде трехмерной модели, проецирующейся в предметную, функциональную и условную плоскости. Модель составлена на основе выявленных ее логических характеристик (объем, содержание, классификация), видов и этапов формирования, представленных уровней процесса формирования понятия, выявленных критериев, адекватных четырем уровням развития математических способностей школьников (дискретному, фрагментарному, структурному и целостному).
Ключевые слова: развитие математических способностей школьников, понятие, предпонятие, критерий, пути и этапы формирования, уровни, модель
Библиография:
1. Виситаева М. Б. Структура математических способностей обучающихся как потенциал их развития // Вестник ЧГУ. 2015. № 2. С. 45–51.
2. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н. Л. Стефановой, Н. С. Подходовой. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2008. 413 с.
3. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 144 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.
5. Саранцев Г. И. Современное методическое мышление как ключевая компетенция педагога // Педагогика. 2014. № 3. С. 3–11.
6. Саранцев Г. И. Методика обучения математике: учеб. пособие для вузов «Педагогическое образование». Казань: Центр инновац. технологий, 2012. 292 с.
7. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. С. 210–212.
8. Актуальные проблемы математики и информатики: теория, методика, практика: сб. научных трудов. Елец.: Елецкий госуниверситет им. И. А. Бунина. 2015, 187 с.
9. Шейнин Ю. М. Интегральный интеллект. М.: Молодая гвардия, 1970. 255 с.
10. Гетманова А. Д. Логические основы математики. 10–11 кл.: учеб. пос. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2006. 176 с.
11. Геометрия. 7–9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений. 20-е изд. М.: Просвещение, 2010. 384 с.
12. Темербекова А. А. Методика преподавания математики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос. 2003. 176 с.
13. Метельский Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы. 2-е изд., перераб. Минск: Изд-во БГУ, 1982. 256 с.
14. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
15. Сорокун П. А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся: дис. … д-ра пед. наук. М., 1993. С. 10–13.
16. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1991. 290 с.
17. Виситаева М. Б. Оценка развития математических способностей школьников // Педагогика. 2014. № 4. С. 53–57.
18. Виситаева М. Б. Развитие личности школьника в процессе усвоения содержания учебного материала // Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2015. № 9. С. 37–45.
19. Афанасьев В. Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии. 1973. № 6. C. 98–111.
20. Сергеева Э. О. Системный анализ учебного текста // Методические аспекты реализации гуманитарного потенциала математического образования: сб. науч. работ, представленных на 53 Герценовские чтения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 88–89.
21. Скаткин М. А. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152 с.
Выпуск: 1, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 51 — 57
Скачиваний: 1015