УРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-122-125
Современный этап развития России сопровождается принципиально новыми процессами в экономической, политической, социальной, духовной и идеологической сферах общественной жизни. В современной социокультурной ситуации важное место занимает ценностное самоопределение личности как отбор, индивидуальное восприятие ценности субъектом, личностные предпочтения идеалов, норм, эталонов и других ценностей, построение их иерархии в соответствии с субъективными предпочтениями, включение их в цели и мотивы деятельности. Раскрывается понятие «ценностное самоопределение» как восхождение обучающихся к ценностям школьной географии в процессе взаимодействия школьников и учителя, направленное на формирование ценностно-смысловой сферы личности, результатом которого становится осознанное целеполагание и осмысление значимости изучения предмета «география» в школе, а также такие понятия, как «пространство ценностного самоопределения», «пространство школьной географии». Рассматриваются признаки школьной географии: открытость и широкая географическая информативность; структурность и целесообразность; комплексный, интегративный характер; динамичность и процессуальность; направленность на ценностно-ориентационную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса. Приводится примерная уровневая структура ценностного самоопределения обучающегося в процессе изучения школьной географии в зависимости от возрастных особенностей школьников и рассматриваются следующие уровни: социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение.
Ключевые слова: ценностное самоопределение, пространство ценностного самоопределения, пространство школьной географии, социально ориентированное ценностное самоопределение, личностно-преобразующее ценностное самоопределение, прогностическое ценностное самоопределение
Библиография:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, A. M. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 23 с. (Стандарты второго поколения).
2. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1996. 188 с.
3. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 20–26.
4. Чернуха О. А. Ценностное самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам на профильном уровне: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 260 с.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
6. Мартынюк И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев: Наукова думка, 1990. 124 с.
7. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение личности в университетском образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2005. 46 с.
8. Ядов В. А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. С. 62–70.
9. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология: Теория. История. Эмпирические исследования. Л., 1979. С. 106–121.
10. Репринцева Ю. С. Аксиосфера школьной географии как пространство ценностного самоопределения обучающихся // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 165–182.
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 122 — 125
Скачиваний: 1080