СВЯЗНОСТЬ ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ЭЛЕКТРОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ: СИНТАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-96-101
Рассматриваются особенности семиотической структуры электронного художественного текста, а именно специфическая реализация таких его категорий, как связность и цельность. Материалом исследования послужили электронные художественные тексты на английском и русском языке, представленные с помощью различных технологий и платформ (Adobe Flash, Scalar, HTML 5). В исследовании используются общенаучные методы наблюдения и описания в сочетании с методом сравнительного анализа языкового материала и комплексным лингвистическим анализом текста с элементами лингвостилистического разбора. Установлено, что связность структурных элементов электронного художественного текста обеспечивается за счет микро- и макротематической соотнесенности невербальных компонентов, композиционно закрепленных за повторяющимися текстовыми фрагментами электронного произведения. Будучи семантически значимыми элементами, невербальные компоненты (аудио, видео, графика, анимация) могут коррелировать с различными по объему вербальными компонентами (буква; слово/словосочетание/фраза; часть произведения; целое произведение) электронного художественного текста. Пространственное расположение вербальных и невербальных элементов электронного художественного текста является одним из средств выражения авторской идейно-тематической концепции произведения. Электронный художественный текст является семиотически комплексным объектом современного информационно-коммуникационного дискурса, в котором вербальный код продолжает оставаться значимым, но недоминирующим элементом, что делает изучение текстовой природы предметом междисциплинарных исследований в области гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: электронный художественный текст, вербальный, невербальный, связность, цельность, поликодовый
Библиография:
1. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2009. 36 с.
2. Вашунина И. В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. 511 с.
3. Галичкина Е. Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство. Волгоград: Парадигма, 2012. 322 с.
4. Дедова О. В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2001. С. 22–36.
5. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 323 с.
6. Hayles K. N. Electronic Literature: What Is It? URL: http://eliterature.org/pad/elp.html (дата обращения: 10.02.2018).
7. Manovich L. The language of new media. Cambridge, Massachusetts, London, England: MIT Press, 2001. 307 p.
8. Murray J.H. Hamlet on the Holodeck: the Future of Narrative in Cyberspace. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1998. 440 р.
9. Rosario D. G. Electronic Poetry. Understanding Poetry in the Digital Environment. Jyväskylä: Jyväskylä University Printing House, 2011, 336.
10. Ryan M-L. Narrative as Virtual Reality. Baltimore; London: The Johns Hopkins University Press, 2001. 416 p.
11. Wardrip-Fruin N. Five elements of digital literature. URL: https://games.soe.ucsc.edu/sites/default/files/nwf-BC5-FiveElementsOfDigitalLiterature.pdf (дата обращения: 10.02.2018).
12. Макаров М. Л. Языковое общение в малой группе: опыт интерпретативного анализа дискурса: дис. ... д-ра филол. наук. Тверь, 1998. 443 с.
13. Филиппов К. А. Лингвистика текста. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003. 336 с.
14. Татаринцев В. Флюгер. URL: http://www.netslova.ru/tatarintsev/wc1.htm (дата обращения: 10.02.2018).
15. Giełżyńska K., Małecka A. Conduit. Electronic Literature Collection / ed. by S. Boluk, L. Flores, J. Garbe, A. Salter. Cambridge, Massachusetts, 2016. URL: http://collection.eliterature.org/3/work.html?work=conduit (дата обращения: 10.02.2018).
16. Смольный В., Хасин Г. Алексрома. Лимерическая карта мира. URL: http://www.netslova.ru/alexroma/limer.html (дата обращения: 10.02.2018).
17. Marseille A., Baeke J. Channel of the North. Electronic Literature Collection / ed. by S. Boluk, L. Flores, J. Garbe, A. Salter. Cambridge, Massachusetts, 2016. URL: http://collection.eliterature.org/3/work.html?work=channel-of-the-north4 (дата обращения: 10.02.2018).
18. Большакова Л. С. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных видеоклипов) // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 2. С. 119–123. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=703 (дата обращения:10.02.2018).
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 96 — 101
Скачиваний: 1298