ДИТЯ И ДЕТСКОСТЬ В РОМАНЕ П. В. КРУСАНОВА «АМЕРИКАНСКАЯ ДЫРКА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-74-80
Введение. Образ ребенка в искусстве является универсальным, поскольку связан с самым широким спектром проблематики: от социально-психологической до философской и культурологической. Весьма релевантным оказывается эстетический комплекс детскости для выражения сущности субъекта современной переходной эпохи в силу специфичности образа ребенка, с которым связаны не только идеи естественности и творческой фантазии, но и инфантилизма и примитивизма. Целью настоящей работы является раскрытие символического содержания мотивно-образного комплекса детскости в романе П. В. Крусанова «Американская дырка» (2005). Материал и методы. Методика исследования базируется на принципах структурно-семиотического анализа в литературоведении и фольклористике, а также на идеях метода мифореставрации. Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования выявлено, что глубинная символика образа ребенка в романе П. Крусанова создается путем обыгрывания юнгианского архетипа Дитя («младенец-сирота», «божественный младенец»), а также связанных с этим архетипом мифо-фольклорных мотивов («дети в лесу», «инициация»). Несмотря на господствующую в произведении стихию карнавала, подвергающего инверсии всю его идеологию и аксиологию, анализ мифологического кода текста позволяет обнаружить серьезные смыслы, составляющие авторское «послание» читателю. Сюжет преображения реальности в процессе игры, организованной предельно свободным художником Сергеем Курёхиным и вечным Мальчиком Евграфом, отменяет идею неизбежности элиминации детства и детского во взрослой жизни. Архетипический ореол героев романа не исключает злободневности выведенных в них современных социальных типов. Однако исследуя современность посредством мифологической образности, П. Крусанов создает такие модели человеческих отношений, в которых жизнеспособными оказываются подлинные ценности добра, любви, дружбы, резче обозначенные на фоне внешнего, деформированного и дисгармоничного мира. Заключение. Автор статьи приходит к следующим выводам. Во-первых, игровая инверсия создает в романе П. Крусанова аксиологически амбивалентные образы современной переходной эпохи. Во-вторых, противоречивость образа ребенка становится средством идентификации современного человека с его инфантилизмом, с одной стороны, и культом креативности, с другой. В-третьих, дитя продолжает оставаться для современного человека символом надежды и духовного просветления.
Ключевые слова: П. В. Крусанов, «Американская дырка», дитя, детскость, игра, образ, мотив, архетип
Библиография:
1. Шпенглер О. Пессимизм? М.: Крафт+, 2003. 304 с.
2. Амусин М. Новая российская футурология // Звезда. 2007. № 12. С. 188–199.
3. Лотман Ю. М. Семиосфера. Статьи. Исследования. Заметки. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 704 с.
4. Крусанов П. Американская дырка: роман. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 288 с.
5. Крусанов П. Бом-бом: роман. СПб.: Амфора, 2002. 268 с.
6. Яржембовский С. Интересный век // Звезда. 2004. № 6. С. 224–231.
7. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе: Курс лекций «История мифа и историческая поэтика». М.: РГГУ, 2000. 170 с.
8. Энценсбергер Х. М. Долой Гете! Объяснение в любви / пер. с нем. Н. Г. Васильевой // Иностранная литература. 2009. № 8. С. 7–28.
9. Чернышов А. В. Современная советская мифология. Тверь: ТвГУ, 1992. 80 с.
10. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М.: Дрофа: Вече, 2002. 912 с.
11. Юнг К. Божественный ребенок. М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997. 400 с.
12. Королев А. Эрон: роман. Пермь: Титул, 2014. 904 с.
13. Элиаде М. Трактат по истории религий / пер. с фр. А. А. Васильева. М.: Академический проект, 2015. 394 с.
14. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня. М.: Пресс-Академия, 1992. 458 с.
15. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт-К, 2007. 332 с.
16. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит., 1990. 543 с.
17. Юнг К.-Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1996. 384 с.
18. Дугин А. Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. 624 с.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДЕТСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ И ЛИТЕРАТУРА О ДЕТСТВЕ
Страницы: 74 — 80
Скачиваний: 1001