ПИШУ И ПЛАЧУ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИНОФОНОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАТЕГОРИИ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-34-40
Введение. Необходимость формирования грамматических навыков, связанных с грамотным построением высказывания, определяет коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку как иностранному. В большинстве случаев именно предикат представляет собой ядро минимальной синтаксической единицы – словосочетания, которое в свою очередь служит для построения основной коммуникативной единицы речи – предложения. Следовательно, изучение грамматических форм глагола как части речи играет очень важную роль уже на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Цель статьи ‒ систематизация теоретических сведений и закономерностей изучаемого языкового явления и создание системы упражнений, направленных на осознание лингвистических основ и автоматизацию навыка образования глагольных форм категории настоящего времени. Материал и методы. Методологической базой работы служит концепция интенсивного обучения иностранным языкам, основанная на коммуникативно-деятельностном подходе и принципах общей дидактики. В центре исследования – сравнительный анализ способов подачи теоретического и дидактического материала при формировании грамматических навыков на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному, а также качественный анализ результатов педагогической деятельности. Результаты и обсуждение. Для успешного формирования навыка грамотного употребления в речи глаголов необходимы не только минимальные теоретические сведения о распределении данной части речи по типам спряжения, но и знакомство с таким морфонологическим явлением русского языка, как исторические чередования конечных согласных звуков корневых морфем при образовании личных форм глаголов в настоящем времени. Анализ результатов исследования показывает, что в процессе обучения языку наиболее эффективным является практическое применение теоретических знаний вследствие их осознанного усвоения, которое способствует развитию устойчивого навыка воспроизведения заложенной на понятийной основе информации, необходимой для решения конкретных коммуникативных задач. Результатом исследования данного вопроса и педагогического опыта является создание сводных таблиц, обеспечивающих реализацию общедидактического принципа наглядности при изучении нового материала и способствующих систематизации теоретических знаний, а также конкретные упражнения, которые могут найти практическое применение как при формировании умения создавать парадигму настоящего времени, так и при автоматизации навыков правильного употребления в речи глагольных словоформ. Заключение. Одним из актуальных вопросов в методике преподавания русского языка как иностранного является образование личных форм глаголов настоящего времени. Таким образом, особую практическую значимость имеет система языковых и речевых упражнений, которая основана на общедидактических принципах с учетом лингвистических явлений, обусловленных историей развития языка, и может быть использована на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, принцип наглядности, спряжение, личные формы глагола, настоящее время, исторические чередования
Библиография:
1. Милославский И. Г. О согласовании представлений о виде глагола с другими разделами курса русской грамматики в процессе преподавания РКИ // Русский язык за рубежом. 2015. № 1. С. 55–63.
2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.
3. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 1986. 103 с.
4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. 656 с.
5. Чеснокова М. П. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: МАДИ, 2015. 132 с.
6. Гынин В. И. Лингвокультурологическая методология обучения русскому языку как иностранному с учетом системных принципов // Вестн. РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 2. С. 17–26.
7. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1990. 400 с.
8. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. 480 с.
9. Гогулина Н. А. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русская грамматика для начинающих: глагол». Екатеринбург: УрГУ, 2008. 156 с. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1730/1/1334953_schoolbook.pdf (дата обращения: 06.06.2018).
10. Макеенкова Т. В., Малинкина Н. А. Русский язык для иностранцев: из опыта преподавания // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 4, ч. 1. С. 194–200.
11. Ельникова С. И. Упражнения в практике преподавания русского языка как иностранного: привычный формат и новая реальность // Русский язык за рубежом. 2017. № 7. С. 27–31.
12. Дунаева Л. А., Руис-Соррилья Крусате Марк. Стандартный лексический минимум в электронном практикуме по лексике русского языка // Русский язык за рубежом. 2010. № 6. С. 22–28.
13. Королькова Я. В. Обучение научному стилю речи на подготовительном отделении (из опыта разработки учебного пособия по русскому языку как иностранному) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 5, ч. 4. С. 628–630. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7185 (дата обращения: 10.06.2018).
14. Выренкова А. С., Полинская М. С., Рахилина Е. В. Грамматика ошибок и грамматика конструкций: «эритажный» («унаследованный») русский язык // Вопросы языкознания. 2014. № 3. С. 3–19.
15. Слабухо О. А. Спряжение глаголов на занятиях по русскому языку как иностранному: концепция и модель обучения // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24337 (дата обращения: 12.07.2018).
16. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2015. 116 с.
17. Гусева И. С., Румянцева Н. М., Юрова Ю. В. Организация самостоятельной работы учащихся по РКИ как резерв оптимизации учебного процесса // Вестн. РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. № 3 С. 157–164.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 34 — 40
Скачиваний: 819