ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОЕКТА «МЫ В РОССИИ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-7-130-139
Введение. В настоящее время количество иностранных студентов является одним из показателей успешности вуза на мировом рынке образовательных услуг. Следовательно, наиболее актуальным становится изучение проблем адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в российском вузе. Возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, стимулирующих адаптационные процессы личности. Для осуществления данного процесса была использована проектная деятельность в качестве наиболее эффективного способа социокультурной адаптации иностранных студентов в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Рассматриваются проблемы и особенности адаптации иностранных студентов в условиях пребывания в чужой стране во время обучения. Языковой барьер определяется в качестве основной трудности. Цель исследования – обосновать целесообразность включения проектной деятельности в практику обучения русскому языку как иностранному на втором сертификационном уровне для социокультурной адаптации студентов и продемонстрировать динамику за счет получения положительных результатов в ходе эксперимента. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на идеи личностно ориентированного, системного и коммуникативно-деятельностного подходов; общенаучные методы анкетирования, сравнительного анализа, синтеза и обобщения. В качестве основного инструментария работы была избрана методика проектного обучения. Результаты и обсуждение. Научная новизна исследования состоит в применении метода проектного обучения в курсе русского языка как иностранного в рамках долгосрочного практико-ориентированного проекта для формирования социокультурной адаптации иностранных студентов, находящихся на втором сертификационном уровне. Определена специфика проектного обучения в условиях формирования социокультурной адаптации иностранных студентов. Конкретизировано научное представление о проектном обучении в области русского языка как иностранного (практико-ориентированные учебные проекты осуществляются в условиях формирования социокультурной адаптации, основой для реализации такой работы становится вид учебно-познавательной деятельности, направленный на усвоение системы знаний, умений, навыков в области языка и культуры страны пребывания). Рассмотрен комплекс факторов, влияющих на процесс аккультурации. Адаптация к образовательной среде вуза определена как многофакторный процесс развития и становления личности студента-иностранца в образовательном пространстве. Рассмотрены основные понятия метода проектного обучения, доказана эффективность включения проектной деятельности в курс русского языка как иностранного на втором сертификационном уровне. Приведены примеры реализации средств формирования социокультурной адаптации иностранных студентов в рамках практико-ориентированного проекта «Мы в России». Исследование показало, что программа проекта представляет положительную динамику основных показателей готовности к дальнейшему обучению на русском языке в российском вузе и сформированности социокультурной адаптации иностранных студентов, владеющих языком в рамках второго сертификационного уровня. Обоснована необходимость включения проектной деятельности в образовательный процесс данной категории студентов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования расширяют научные представления о практике преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и дают возможность подобрать средства адаптации к условиям модернизации образования, а также служат основанием для дальнейших исследований в области профессиональной подготовки преподавателей РКИ. Практическая значимость – материалы публикации предоставляют возможность педагогам-практикам РКИ ознакомиться с потенциалом проектного обучения, адаптировав учебные проекты к условиям конкретных образовательных учреждений. Заключение. Предлагаемая методика направлена на снятие травмирующих воздействий внешней среды и включение личности в изменившуюся социальную среду, играет важную социальную и адаптивную роль в жизни иностранного студента. Таким образом, проектная методика рассматривается как интерактивная деятельность, позволяющая получить личностно значимые компетенции, и определяется как наиболее эффективный способ обучения при изучении русского языка как иностранного.
Ключевые слова: процесс адаптации, социокультурная среда, языковой барьер, коммуникативно-деятельностный подход, проектная деятельность, метод проектного обучения, учебный проект, проектная группа, практико-ориентированный проект по русскому языку как иностранному
Библиография:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы». М., 2014. URL: http://static.government.ru/media/files/0kPx2UXxuWQ.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
2. Кривцова И. О. Особенности адаптации студентов-иностранцев к образовательному процессу в российском вузе // Вестн. ТГУ. Педагогика и психология. Гуманитарные науки. 2010. № 6 (86). С. 124–127.
3. Волкова Н. В. Технология проектирования образовательных событий // Образовательные технологии. Образование и наука. 2017. Т. 19, № 4. С. 184–200.
4. Кривцова И. О. Социальная адаптация иностранных студентов к образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной медицинской академии имени Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. 2010. № 8-2. С. 284–288.
5. Очирова О. А., Цыренова О. Б. Социальная адаптация иностранных студентов в вузах крупных и приграничных городов Российской Федерации (по материалам отечественных исследователей) за 2011–2016 гг. // Вестник ВСГУТУ. Гуманитарные науки. 2016. № 5. С. 149–154.
6. Горбачёв Д. О., Соколова Ю. А. Специфика преподавания русского языка как иностранного на подготовительном факультете СамГМУ в аспекте социокультурной адаптации // Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов медицинского вуза: актуальные проблемы и пути их решения: сб. науч. статей. Самара: Самарский государственный университет, 2018. С. 88–94.
7. Аргунова В. Н., Лондаджим Г. Барьеры социальной адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 4 (12). Серия: Социальные науки. С. 7–12.
8. Григорьева М. А., Сатретдинова Р. С., Жигалкина Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к созданию учебного комплекса по русскому языку как иностранному (элементарный уровень) // Культура и цивилизация. Лингвистика. 2017. Т. 7, № 3. С. 43–52.
9. Трищенко Д. А. Опыт проектного обучения: попытка объективного анализа достижений и проблем // Образовательные технологии. Образование и наука. 2018. Т. 20, № 4. С. 132–152.
10. Соколова Ю. А. Формирование системных обобщенных знаний в ходе проектной деятельности студентов при обучении русскому языку как иностранному // Актуальные вопросы вузовской науки: сб. науч. статей. Самара: Самарский институт управления, 2016. Вып. 12. С. 277–282.
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел III, часть 4) (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) URL: https://government.consultant.ru/docu-ments/986081 (дата обращения: 30.06.2018).
12. Степанова М. А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 76–83.
13. Авакян И. Б., Виноградов Г. А. Инновационная готовность преподавателя и социально-психологический климат педагогических коллективов высших учебных заведений // Вестн. РУДН. Психолого-педагогические проблемы высшего образования. 2018. Т. 15, № 3. Серия: Психология и педагогика. С. 334–349.
14. Коваленко Ю. А., Никитина Л. Л. Проектная деятельность студентов в образовательном процессе вуза // Вестн. Казанского технолог. ун-та. Народное образование. Педагогика. 2012. № 20. С. 229–231.
15. Бреднева Н.А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.
16. Соколова Ю.А. Процесс формирования системных обобщенных знаний по русскому языку у студентов-иностранцев в аспекте проектного обучения // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сб. науч. тр. Самара: Самарский ун-т, 2017. С. 187–192.
17. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2008. 368 с.
18. Зайнуллина Ф.К. Проектный метод обучения в формировании мотивации образовательного процесса студентов // Вестн. КазГУКИ. Народное образование. Педагогика. 2006. № 4. С. 164–166.
19. Казун А. П. Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 2. С. 32–59.
20. Задорожная О. В. Роль учебных проектов в формировании навыков научной деятельности // Образование и наука. Образовательные технологии. 2016. № 9 (138). С. 109–118.
21. Хавронина С. А., Гуляева И. В. Методика преподавания русского языка иностранцам и психолингвистика // Вестн. Российского университета дружбы народов. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2013. № 2. С. 11–16.
Выпуск: 7, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 130 — 139
Скачиваний: 1212