СОВРЕМЕННОЕ АНГЛИЙСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ И ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-7-158-167
Введение. Рассмотрены теоретические основы словообразования в современном английском языке. Материал и методы. Проанализирована деривационная активность формантов, приведены наиболее продуктивные английские суффиксы и префиксы. Отмечено происхождение продуктивных и непродуктивных в современном английском языке аффиксов. Рассмотрены особенности сложения слов, его непосредственная связь одновременно с морфологией и синтаксисом, роль словосложения в процессе дальнейшего словообразования. Авторы указывают на различие словосочетаний и субстантивированных единиц, особенности правописания и словоизменения последних. Исследованы причины и характерные черты конверсии и аббревиации, отмечены различные типы и виды сокращений. Выявлена и обоснована необходимость обучения школьников основным способам словопроизводства. Методология исследования включает: 1) анализ трудов теоретиков по вопросам словообразования и методики обучения иностранным языкам; 2) экспериментальную авторскую разработку вопросов эффективности применения различных методов обучения словообразованию и игровых технологий в учебном процессе школьников средних и старших классов. Обоснована целесообразность их применения для приобретения и автоматизации школьниками навыков для успешной итоговой аттестации по дисциплине «Английский язык»; 3) планирование серии нацеленных на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ уроков; 4) практическое применение методов и способов обучения словообразованию на занятиях по иностранному языку в средних и старших классах; 5) сопоставление результативности учащихся при выполнении типовых экзаменационных заданий до и после проведения экспериментальной деятельности. Результаты и обсуждение. Исследование продуктивности способов словообразования обнаружило второстепенное значение таких способов образования новых лексических единиц, как чередование, удвоение, звукоподражание и рифмованный повтор. Ведущую роль играют аффиксация, сложение слов, конверсия, сокращение, а также аблаут. Подчеркиваются типы и характерные черты аффиксов, словообразовательный потенциал различных частей речи. Заключение. Исследование приводит к выводам об аналитическом характере английского словообразования, выявлению наиболее продуктивных способов образования новых лексических единиц, полезности систематической работы со словообразованием, росте мотивации учащихся, целесообразности применения на занятиях игровых, проектных и информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: словообразование, продуктивность, аффиксация, словосложение, конверсия, аббревиация, вербализация, субстантивирование, сокращение, грамматикализация, мотивация, итоговая аттестация
Библиография:
1. Малинин В. А., Мухина Т. Г., Елисеева Н. Ю. Миссия современной школы – духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестн. Мининского ун-та. 2017. № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/701/630 (дата обращения: 16.12.2018).
2. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: избранные труды. М.: Наука, 1977. 318 с.
3. Винокур Г. О. Культура языка (переиздание). М.: Лабиринт, 2006. 254 с.
4. Кубрякова Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира // Языки славянской культуры. М., 2004. 560 с.
5. Уфимцева А. А. Лексическое значение. М.: Наука, 1986. 240 с.
6. Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык: учеб. для студентов пед. ин-тов по специальности № 2101 «Рус. яз. и литература»: в 3 ч. Ч. 1. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1987. 192 с.
7. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2000. 174 c.
8. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: язык – система, язык – текст, язык – способность. М.: РАН, 1995. 360 с.
9. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М.: Изд-во литературы на иностр. языках, 1956. 260 с.
10. Амосова Н. Н. Этимологические основы словарного состава современного английского языка. М.: Изд-во литературы на иностр. языках, 1956. 218 с.
11. Антрушина Г. Б., Афанасьева О. В., Морозова Н. Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие для студентов. М.: Дрофа, 1999. 288 с.
12. Хоцко Е. В., Анцук С. В. Продуктивные способы словообразования в современном английском языке. // Сб. науч. статей студентов, магистрантов, аспирантов. Минск: Четыре четверти, 2014. 198 с.
13. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. 685 с.
14. Мороховский А. Н. Стилистика английского языка. Киев: Вища школа, 1984. 241 с.
15. Мешков О. Д. Словосложение в современном английском языке. М., 1985. 187 с. (Высшая школа).
16. Матвеева Д. С. Полисемантика аффиксального словообразования в современном английском языке. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/polisemantika-affiksalnogo-sposoba-slovoobrazovaniya-v-sovremennom-angliyskom-yazyke (дата обращения: 18.02.2018).
17. Арбекова Т. И. Лексикология английского языка (практический курс): учеб. пособие для II–III курсов институтов и факультетов иностранных языков. М., 1977. 240 с. (Высшая школа).
18. Ваулина Ю. Е., Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский в фокусе для 8 класса (Spotlight 8). М.: Просвещение; UK: Express Publishing, 2012. 152 с.
19. Смирнова Ж. В., Красикова О. Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестн. Мининского ун-та. 2018. Т. 6, № 3. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/870/682 (дата обращения: 18.12.2018).
20. Зимина М. В., Люляева Н. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26678 (дата обращения: 06.01.2019).
21. Люляева Н. А. Алгоритмизация обучения иностранным языкам в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55 (11). С. 63–73.
22. Arkhipova M. V., Belova E. E., Gavrikova Y. A., Lyulyaeva N. A., Shapiro E. D. Blended learning in teaching EFL to different age groups // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Т. 622. P. 380–386.
23. Горбатенко О., Давиденко Е. ЕГЭ по иностранному языку 2018: структура и советы по подготовке // Инглекс. URL: https://englex.ru/egein-english/#grammar-and-vocabulary (дата обращения 23.12.2018).
Выпуск: 7, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 158 — 167
Скачиваний: 1489