ТРАДИЦИОННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В СЮЖЕТАХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-9-157-163
Введение. Основу статьи составляет определение специфики сюжетов сказок о животных в азербайджанском фольклоре и их исследование в аспекте компаративистики. Материал и методы. Материалами исследования послужили образцы, записанные во время экспедиций, организованных сотрудниками кафедры фольклора Бакинского государственного университета и Института фольклора Национальной академии наук Азербайджана. За основу также взяты их варианты в устном творчестве русского народа. Основная цель статьи – определение отличий группы сказок о животных от других групп, выявление типологических особенностей на основе сравнения схожих сюжетов с их аналогами у других народов. Результаты и обсуждение. Указывается, что одной из особенностей, отличающих сказки о животных от других групп сказок, является то, что образы животных выступают как объект и субъект сюжета. В образцах, входящих в данную группу, разговор животных не считается признаком чуда. Напротив, речь животных считается обычным явлением. Это расценивается как первобытные представления древних людей, не отделявших себя от природы. Также подчеркивается, что в диалогах выражается деятельность персонажей. В такого рода сказках не персонаж, а деятельность носит принципиальный характер. Перечисляются коренные различия, прослеживающиеся между европейскими и азербайджанскими сказками о животных. С этимологической точки зрения выявляется связь этих сказок с мифическим мышлением, тотемизмом и занятием древних людей охотой. В статье сравниваются сказки разных народов со схожими сюжетами; стерео типность в поведении персонажей в одинаковых ситуациях расценивается как явление, происходящее независимо от национальности и обусловленное физиологической идентичностью людей и психологическими факторами. Заключение. На основе сравнительного исследования конкретных сказок определяются своеобразные дополнения к известным сюжетам азербайджанского народа, доказывается их связь с мировоззрением, менталитетом и фольклорными традициями. Выясняется, что в сказках о животных основными являются действия персонажей, выражаемые не в повествовательной форме, а диалогами. Выявляется также тот факт, что номинация персонажей приобретает в тексте функциональность.
Ключевые слова: животные персонажи, сюжет, тотем, сказка, басня, общественные отношения, животный эпос
Библиография:
1. Rüstəmzadə İ. Azərbaycan nağıllarının süjet göstəricisi. Bakı: Elm və təhsil, 2013. 368 s.
2. Kazımoğlu M. Gülüşün arxaik kökləri. Bakı: Elm, 2005. 192 s.
3. Мариничева Ю. Ю. Русские сказки о животных: историография, сюжеты и персонажи: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2012. 16 с.
4. Колмачевский Л. З. Животный эпос на Западе и у славян. Казань: Типография Императорского ун-та, 1882. 317 с.
5. Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 440 с.
6. Behrəngi S. Məhəbbət nağılı. Bakı: Azərbaycan Dövlət Nəşriyyatı, 1987. 504 s.
7. Qarabağ: folklor da bir tarixdir, III c. (Ağdam, Füzuli, Cəbrayıl, Tərtər, Qubadlı, Zəngilan, Kəlbəcər, Laçın və Şuşa rayonlarından toplanmış folklor örnəkləri). Tərtib edən İ.Rüstəmzadə. Bakı: Elm və Təhsil, 2012. 468 s.
8. İnan A. Tarihte ve bu gün Şamanizm // Materiyaller ve Araştırmalar. Ankara: TTK Yayınları, 2000. 228 s.
9. Eliade M. Ebedi Dönüş Mitosu (Çev: Ü.Altuğ). Ankara: İmge Kitapevi, 1994. 187 s.
10. Türkan K. Azeri masallarında av kültü ve av anlayışı // Milli folklor, yıl 20, sayı 80, 2008. S. 70–76.
11. Габель М. О. Формы диалога в былине // Наукові записки науково-дослідчої катедри історії української культури. 1928. № 6. С. 315–328.
12. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929. 243 с.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
14. Герасимова Н. М. Прагматика текста: фольклор, литература, культура: сб. статей. СПб.: РИИИ, 2012. С. 91–108.
15. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. 327 с.
16. Ивлева Л. М. Ряженье в традиционной русской культуре. СПб.: Рос. институт истории искусств, 1994. 235 с.
17. Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. Харьков: Тип. К. Счасни, 1894. 162 с.
18. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: в 3 т. М.: Наука, 1984. Т. I. 511 с.
19. Azərbaycan folkloru antologiyası, I c. (Naxçıvan folkloru). Bakı: Sabah, 1994. 388 s.
Выпуск: 9, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 157 — 163
Скачиваний: 634