ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-61-69
Введение. Важнейшей задачей современного образования является обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации. Изложены основные подходы к изучению понятия «самореализация». Приводятся результаты анкетирования будущих учителей русского языка. Выявлены представления будущих учителей русского языка в отношении их профессиональной самореализации. Материалы и методы. Исследование было проведено на основе анализа теоретических источников по проблеме самореализации и результатов анкетирования студентов филологического факультета. Авторская анкета состояла из трех вопросов открытого типа и четырех вопросов закрытого типа. Результаты и обсуждение. Проанализированы различные подходы к пониманию названных понятий и обоснована собственная позиция по этому вопросу. По результатам анкетирования установлено, что 15 % студентов третьего курса и 55 % студентов четвертого курса уверены, что профессиональная самореализация подразумевает постоянное совершенствование в выбранной профессии и потребность в совершенствовании. Охарактеризованы потребности, возникающие у будущих учителей русского языка в ходе педагогической практики, которая является ключевым звеном между теоретическим обучением будущих учителей русского языка и их самостоятельной работой в образовательном учреждении. Заключение. Самоактуализация понимается автором как тенденция к самореализации. А самореализация – как процесс развития личности, предполагающий активную содеятельность с другими людьми, приложение собственных усилий. Выявлено, что критической точкой в становлении будущего учителя русского языка является педагогическая практика. До практики основными трудностями у студентов являются неуверенность в себе и нехватка знаний в области методических дисциплин. Это можно скорректировать опытом работы в качестве учителя. После педагогической практики основанными барьерами самореализации для студентов становятся отсутствие свободного времени у учителей русского языка и высокая интенсивность работы. Это заставляет будущих учителей русского языка сомневаться в правильности выбора сферы своей дальнейшей профессиональной деятельности. Поднимается вопрос о психолого-педагогическом сопровождении студентов во время практики.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, профессиональная самореализация, будущие учителя русского языка, барьеры профессиональной самореализации
Библиография:
1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Просвещение, 1994. 478 с.
3. Гольдштейн К. О двух формах приспособления к дефектам // Невропатология и психиатрия. 1940. Т. 9, вып. 6. С. 116–124.
4. Адлер А. Индивидуальная психология / авт.-сост. д-р филос. наук В. М. Лейбин. М.: Московский институт психоанализа, 2017. 488 с.
5. Колмогорова П. А. Самореализация личности современного человека: сб. науч. тр. по материалам Междунар. форума. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2012. С. 202–205.
6. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 248 с.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
8. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Издат. центр «Академия», 2007. 528 с.
9. Витин И. А. Теория самоактуализации // Психологический институт РАО: материалы симпозиума. М.: РАО, 2002. № 1. С. 139–143.
10. Комарова Е. Н. Актуализация личностного потенциала и переживания жизненного благополучия человеком // European Social Science Journal. 2014. № 5–2 (44). С. 299–305.
11. Харламенкова Н. Е. Самоутверждение подростка. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ин-т психологии РАН, 2007. 383 с.
12. Сабанчиева Р. З. Акмеологические технологии успешной самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности // Вестник КГУ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-tehnologii-uspeshnoy-samorealizatsiiprepodavatelya-vysshey-shkoly-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 30.01.2019).
13. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
14. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 576 с.
15. Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе ее профессиональной подготовки: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1977. 29 с.
16. Шинкоренко А. В. Самоактуализация как фактор профессионального развития педагога общеобразовательной школы // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. Т. I. С. 189–192. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/112/ (дата обращения: 30.01.2019).
17. Андриенко Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. 264 с.
18. Sergeeva M. G., Donskaya M. V., Kolchina V. V., Machehina N. A., Zhirkova G. P., Shaleeva E. F. Model of psychological and pedagogical support of professional development of future specialists in the humanitarian profile // Espacios. 2018. № 39 (21). P. 23.
19. Gridchin A. M., Shutenko E. N., Shutenko A. I., Polyakov V. M., Ospishchev P. I. The use of modern information technology as the means students selfrealization in university Education // International Journal of Pharmacy and Technology. 2016. № 8 (4). P. 22687.
20. Shutenko E. N., Boyarinova I. V., Shapoval Z. A., Akimova A. R., Tsareva E. V. Psychological and didactic resources of use of information technologies as tools of students’ self-fulfillment in university training // International Journal of Applied Engineering Research. 2017. № 12 (24). Р. 15627–15634.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 61 — 69
Скачиваний: 710