УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-94-103
Введение. На основе целей и задач обновления содержания и методов современного образования обосновывается актуальность раскрытия потенциала цифровой среды для реализации личностно ориентированного обучения, поиска эффективных приемов педагогического сопровождения индивидуализированной самостоятельной работы обучающегося в новых информационных условиях. Материалы и методы. Предложена и методологически обоснована реализация задачного подхода к организации самостоятельной работы обучающихся в цифровой среде. В качестве обязательного условия рассматривается «культуросообразность» этого подхода, т. е. соответствие уровню современной информационной культуры и востребованных обществом образовательных результатов. Определены ключевые черты учебной задачи в цифровом пространстве в плане целеполагания, оперирования содержанием, освоения цифровых инструментов, взаимодействия с другими субъектами, учета индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, проявляющихся в их информационном поведении. Введено и раскрыто понятие «цифровая микросреда учебной задачи», воплощающее специфику постановки учебных задач и формирования ситуаций их решения в цифровом образовательном пространстве. Результаты и обсуждение. Приведены и проанализированы результаты опросов студентов и преподавателей университета, позволившие выявить реальные черты педагогической деятельности в цифровом образовательном пространстве и соотнести их с отношением студентов к использованию различных приемов взаимодействия с ресурсами и субъектами цифровой образовательной среды. Данные подтвердили, что большая часть преподавателей не в полной мере реализует потенциал цифровой образовательной среды в контексте приоритетов современного образования и в недостаточной степени ориентируется на информационные и коммуникационные запросы студентов. Заключение. Учебная задача рассматривается как единица, в соответствии с которой в цифровой среде организуется самостоятельная учебно-познавательная деятельность. Проектирование цифровых микросред решения учебных задач позволяет в широком диапазоне реализовать возможности организации продуктивной личностно ориентированной самостоятельной работы обучающихся. Характер учебной деятельности в цифровой микросреде зависит как от педагогической методологии, так и от образовательной позиции и особенностей информационного поведения обучающегося.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, личностно ориентированное обучение, учебная задача, самостоятельная работа
Библиография:
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://government.ru/news/34168/ (дата обращения: 16.06.2019).
2. Цели в области устойчивого развития до 2030 года. Качественное образование. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 16.06.2019).
3. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. URL: https://futuref.org/futureskills_ru (дата обращения: 16.06.2019).
4. Якиманская И. С. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности // Директор школы. 2003. № 6. С. 27–36.
5. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 447 с.
6. Semple A. Learning theories and their influence on the development and use of educational technologies // Australian Science Teachers Journal. 2000. Vol. 46 (3). P. 21–28.
7. Tekkol İlkay Aşkin, Melek Demirel. An Investigation of Self-Directed Learning Skills of Undergraduate Students // Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9, № 2324. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.02324/full (дата обращения: 21.07.2019).
8. Остапенко А. В., Плехова Ю. О. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов как путь повышения качества юридического образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2018. № 4. C. 12–15.
9. Пак Ю. Н., Нугужинов Ж. С., Пак Д. Ю. Проблемы модернизации высшей школы в формате компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 48–52.
10. Сериков В. В. Дидактика Лернера: идеи и их развитие // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39). С. 19–30.
11. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2004. 392 с.
12. Сергеева И. Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде // Культура и цивилизация. 2016. Т. 6, № 6А. С. 55–65.
13. Носкова Т. Н. Психодидактика информационно-образовательной среды: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 171 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М.: Смысл, Академия, 2004. 352 с.
15. Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. 184 с.
16. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 121–130.
17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
18. Сетевая образовательная среда, электронные ресурсы: учеб. пособие / под ред. Т. Н. Носковой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 114 с.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 94 — 103
Скачиваний: 1188