ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-40-47
Введение. Полиэтническая среда школы может выступать, с одной стороны, основой для проявления толерантности, межэтнического взаимодействия, с другой стороны, высокая степень этнической идентичности обучающихся может вызывать межэтнические конфликты, неприязнь к представителям иной национальности. Формирование личности младшего школьника происходит в контексте социализации, которая характеризуется стремлением к достижению успеха и социальному признанию, социальной активностью, что является показателями социальной успешности. Возникают различного рода противоречия между этнической принадлежностью и достижением социальной успешности младших школьников полинациональных классов. Материал и методы. В исследовании изучались особенности социальной успешности младших школьников полиэтнических классов. Выборку составили младшие школьники вторых и третьих классов с полиэтническим составом (n = 182), который представлен основной этнической группой – русских и этническим меньшинством, состоящим из обучающихся различных национальностей. Диагностика социальной успешности осуществлялась с использованием методики социометрии (Дж. Морено), опросника межличностных отношений «Мой класс» (Ю. З. Гильбух), тестирования мотиваторов социально-психологической активности личности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Для сравнения социальной успешности школьников различных этнических групп применялся параметрический t-критерий Стьюдента. Результаты и обсуждение. Проведенное экспериментальное исследование установило уровни сформированности компонентов социальной успешности младших школьников полинациональных классов: преобладание благоприятных социометрических статусов (звезды, предпочитаемые), достижение успеха, тенденции к аффилиации, удовлетворенность школьной жизнью, низкая конфликтность и недостаточная сплоченность в основном у представителей этнического большинства. Особенности социальной успешности младших школьников полиэтнических классов заключаются в различиях конфликтности, сплоченности, тенденции к аффилиации этнического большинства и меньшинства. В совокупной выборке младших школьников полинациональных классов по позитивным показателям социально успешных обучающихся выявлено в два раза больше, чем социально неуспешных. Заключение. Подчеркивается, что социальная успешность младших школьников полинациональных классов обусловлена не национальной принадлежностью, а другими социальными и личностными характеристиками. Изучение данных аспектов необходимо для учителей по развитию у младших школьников полинациональных классов межкультурного взаимодействия и общения, формированию толерантного отношения к представителям других этносов, пониманию способов и путей достижения социальной успешности. Материалы статьи могут быть использованы педагогами начальных классов, работающими с полинациональным составом обучающихся, психологами образовательных организаций.
Ключевые слова: младшие школьники, полинациональные классы, успешность, социальная успешность, этническое большинство, этническое меньшинство, социометрический статус, мотивация достижения
Библиография:
1. Phalet K., Baysu G., Acker K. V. Ethnicity and Migration in Europe // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 142–147. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.24040-3
2. Coleman D. Migrants and Migration in Europe // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 376–388. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.31122-9
3. Light M. T. Re-examining the relationship between Latino immigration and racial/ethnic violence //Social Science Research. 2017. Vol. 65. July. P. 222–239. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch. 2017.03.005
4. Cirik I. Investigation of the Relations Between Objectives of Turkish Primary School Curriculums and Multiculturalism // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 74–76. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.170
5. Omar N., Che Noh M. A., Hamzah M. I., Majid L. A. Multicultural education practice in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 1941–1948. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.859
6. Contini R. M. Interculturality and Social Bonds Formation: a Case Study on Immigrant and Native Preadolescents in Italy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. P. 233–241. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.223
7. Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social Success of Future Primary School Teachers in the Process of Professional Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. P. 476–481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476
8. Збуцки А. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 144 с.
9. Тугушева А. Р. Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. Вып. 3. С. 87–93.
10. Absatova M., Ussenova А., Kariуev A., Tashseva A., Karakulova M. Structural and Substantive Characteristics of The Concept «Social Success» // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 2425–2429. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.07.305
11. Migliorini L., Rania N., Cardinali P. Intercultural learning context and acculturation strategies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. P. 374–381. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.135
12. Ahmad Y., Yusof N. M. Ethnic Boundary among Students in Malaysian Primary Schools and Social Interaction: A Conceptual Framework // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 7. P. 82–91. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.10.013
13. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 2009. № 2. С. 3–17.
14. Umaña-Taylor A. J., O’Donnell M., Knight P. G., Roosa M. W., Berkel C., Nair R. Mexican-origin early adolescents’ ethnic socialization, ethnic identity, and psychosocial functioning // The Counseling Psychologist. 2014. Vol. 42. P. 170–200. DOI: 10.1177/0011000013477903
15. Zbarauskaitė A., Grigutytė N., Gailienė D. Minority Ethnic Identity and Discrimination Experience in a Context of Social Transformations // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 165. P. 121–130. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.12.613
16. Thijs J., Verkuyten M. Multiculturalism in the classroom: Ethnic attitudes and classmates’ beliefs // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37, is. 2. P. 176–187. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2012.04.012
17. Stark T. H., Mäs M., Flache A. Liking and disliking minority-group classmates: Explaining the mixed findings for the influence of ethnic classroom composition on interethnic attitudes // Social Science Research. 2015. Vol. 50. P. 164–176. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2014.11.008
18. Johnson D. W., Johnson R. T. Cooperation and Competition//International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 856–861. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.24051-8
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 40 — 47
Скачиваний: 805