Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 13.05.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЛИНАЦИОНАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Пронина Анжелика Николаевна, Яковлева Ирина Васильевна

DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-40-47

Информация об авторе:

Пронина Анжелика Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: antipi-elena@yandex.ru Яковлева Ирина Васильевна, старший преподаватель, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина (ул. Коммунаров, 28, Елец, Россия, 399770). E-mail: yakovlevairinavas070882@mail.ru

Введение. Полиэтническая среда школы может выступать, с одной стороны, основой для проявления толерантности, межэтнического взаимодействия, с другой стороны, высокая степень этнической идентичности обучающихся может вызывать межэтнические конфликты, неприязнь к представителям иной национальности. Формирование личности младшего школьника происходит в контексте социализации, которая характеризуется стремлением к достижению успеха и социальному признанию, социальной активностью, что является показателями социальной успешности. Возникают различного рода противоречия между этнической принадлежностью и достижением социальной успешности младших школьников полинациональных классов. Материал и методы. В исследовании изучались особенности социальной успешности младших школьников полиэтнических классов. Выборку составили младшие школьники вторых и третьих классов с полиэтническим составом (n = 182), который представлен основной этнической группой – русских и этническим меньшинством, состоящим из обучающихся различных национальностей. Диагностика социальной успешности осуществлялась с использованием методики социометрии (Дж. Морено), опросника межличностных отношений «Мой класс» (Ю. З. Гильбух), тестирования мотиваторов социально-психологической активности личности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Для сравнения социальной успешности школьников различных этнических групп применялся параметрический t-критерий Стьюдента. Результаты и обсуждение. Проведенное экспериментальное исследование установило уровни сформированности компонентов социальной успешности младших школьников полинациональных классов: преобладание благоприятных социометрических статусов (звезды, предпочитаемые), достижение успеха, тенденции к аффилиации, удовлетворенность школьной жизнью, низкая конфликтность и недостаточная сплоченность в основном у представителей этнического большинства. Особенности социальной успешности младших школьников полиэтнических классов заключаются в различиях конфликтности, сплоченности, тенденции к аффилиации этнического большинства и меньшинства. В совокупной выборке младших школьников полинациональных классов по позитивным показателям социально успешных обучающихся выявлено в два раза больше, чем социально неуспешных. Заключение. Подчеркивается, что социальная успешность младших школьников полинациональных классов обусловлена не национальной принадлежностью, а другими социальными и личностными характеристиками. Изучение данных аспектов необходимо для учителей по развитию у младших школьников полинациональных классов межкультурного взаимодействия и общения, формированию толерантного отношения к представителям других этносов, пониманию способов и путей достижения социальной успешности. Материалы статьи могут быть использованы педагогами начальных классов, работающими с полинациональным составом обучающихся, психологами образовательных организаций.

Ключевые слова: младшие школьники, полинациональные классы, успешность, социальная успешность, этническое большинство, этническое меньшинство, социометрический статус, мотивация достижения

Библиография:

1. Phalet K., Baysu G., Acker K. V. Ethnicity and Migration in Europe // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 142–147. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.24040-3

2. Coleman D. Migrants and Migration in Europe // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 376–388. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.31122-9

3. Light M. T. Re-examining the relationship between Latino immigration and racial/ethnic violence //Social Science Research. 2017. Vol. 65. July. P. 222–239. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch. 2017.03.005

4. Cirik I. Investigation of the Relations Between Objectives of Turkish Primary School Curriculums and Multiculturalism // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 74–76. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.01.170

5. Omar N., Che Noh M. A., Hamzah M. I., Majid L. A. Multicultural education practice in Malaysia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 1941–1948. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.859

6. Contini R. M. Interculturality and Social Bonds Formation: a Case Study on Immigrant and Native Preadolescents in Italy // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 149. P. 233–241. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.08.223

7. Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social Success of Future Primary School Teachers in the Process of Professional Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. P. 476–481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476

8. Збуцки А. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 144 с.

9. Тугушева А. Р. Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи // Проблемы социальной психологии личности. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2006. Вып. 3. С. 87–93.

10. Absatova M., Ussenova А., Kariуev A., Tashseva A., Karakulova M. Structural and Substantive Characteristics of The Concept «Social Success» // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 197. P. 2425–2429. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.07.305

11. Migliorini L., Rania N., Cardinali P. Intercultural learning context and acculturation strategies // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 171. P. 374–381. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.135

12. Ahmad Y., Yusof N. M. Ethnic Boundary among Students in Malaysian Primary Schools and Social Interaction: A Conceptual Framework // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 7. P. 82–91. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.10.013

13. Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии // Вестник Московского ун-та. Сер. 14: Психология. 2009. № 2. С. 3–17.

14. Umaña-Taylor A. J., O’Donnell M., Knight P. G., Roosa M. W., Berkel C., Nair R. Mexican-origin early adolescents’ ethnic socialization, ethnic identity, and psychosocial functioning // The Counseling Psychologist. 2014. Vol. 42. P. 170–200. DOI: 10.1177/0011000013477903

15. Zbarauskaitė A., Grigutytė N., Gailienė D. Minority Ethnic Identity and Discrimination Experience in a Context of Social Transformations // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 165. P. 121–130. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.12.613

16. Thijs J., Verkuyten M. Multiculturalism in the classroom: Ethnic attitudes and classmates’ beliefs // International Journal of Intercultural Relations. 2013. Vol. 37, is. 2. P. 176–187. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2012.04.012

17. Stark T. H., Mäs M., Flache A. Liking and disliking minority-group classmates: Explaining the mixed findings for the influence of ethnic classroom composition on interethnic attitudes // Social Science Research. 2015. Vol. 50. P. 164–176. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2014.11.008

18. Johnson D. W., Johnson R. T. Cooperation and Competition//International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 856–861. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.24051-8

pronina_a._n._40_47_1_207_2020.pdf ( 401.55 kB ) pronina_a._n._40_47_1_207_2020.zip ( 390.14 kB )

Выпуск: 1, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 40 — 47

Скачиваний: 1161

Для цитирования:


© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ