РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-88-93
Введение. Ставится проблема развития учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста как базовой метапредметной компетентности, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В качестве основного способа ее развития предлагается разновозрастное сотрудничество между обучающимися второго и четвертого классов. Цель – описать опыт проведения разновозрастных уроков и положительное влияние разновозрастного сотрудничества на формирование учебной самостоятельности. Материал и методы. Анализ литературных источников с целью вычленения эффективных способов разновозрастного сотрудничества, разработка и апробация этапов данной технологии, наблюдение за деятельностью детей в разновозрастном коллективе, проведение и анализ диагностической работы. Результаты и обсуждение. Показано, как можно организовать разновозрастные учебные занятия по теме «Фонетика». Выделены три этапа учебной работы: подготовительный, на котором конструируются и оформляются интересные задания; основной, когда дети взаимодействуют в разновозрастной паре, и рефлексивный. Приводятся результаты выполнения итоговой контрольной работы, показана взаимосвязь предметных результатов с той позицией, в которой проявлялась учебная самостоятельность школьника. Заключение. Взаимодействие детей разных возрастов, при котором и у старшего, и у младшего ученика есть возможность проявить свою активную (обучающую) позицию, положительно влияет на внутреннюю мотивацию, коммуникативные и регулятивные действия, а также на предметные умения.
Ключевые слова: разновозрастное сотрудничество, учебная самостоятельность, совместная деятельность, предметные и метапредметные действия
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
2. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина – Давыдова. М.: Рассказов, 2004. 303 с.
3. Сафронова С. Н. Развитие ключевых и предметных компетенций учащихся в ходе разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 285–287.
4. Ширяева Г. В. Разновозрастное обучение в начальной школе // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 115–121.
5. Аксютич С. А. Разновозрастное сотрудничество субъектов учебной деятельности // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. 2020. № 8. С. 107–110.
6. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и со сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.
7. Сафронова С. Н. Концептуальные основы разновозрастного сотрудничества на уроках русского языка // Филология и человек. 2008. № 2. С. 177–181.
8. Батербиев М. М. Образовательный процесс в разновозрастных учебных группах: теория и методология // Народное образование. 2017. № 6-7. С. 104–115.
9. Грибанова Н. А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 103–115.
10. Байбородова Л. В. Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в разновозрастной группе // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 58–64.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 88 — 93
Скачиваний: 911