СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-101-111
Рассматривается возможность использования исторически сложившихся интонационных семантических стереотипов для развития творческой активности учащихся, мотивации познавательной учебной деятельности. Анализируются конкретные варианты использования «мигрирующих интонационных комплексов» для импровизации, сочинения, ансамблевого музицирования на музыкально-теоретических дисциплинах детских музыкальных школ (детских школ искусств), на музыкальных занятиях общеобразовательных школ и различных учреждениях дополнительного образования, включая дошкольное. Именно мотивация способствует достижению важнейшей цели в образовании – экологизации учебного процесса. Это значит максимально вписать учебную деятельность в жизненные потребности учащихся. Положительно переживаемые эмоции в процессе музыкальных занятий способствуют решению очень многих задач. «Пропустить» музыку через себя, «прожить в ней», музицируя, – значит полюбить, понять. Решение весьма сложных вопросов музыкальной педагогики академик Б. В. Асафьев видел в использовании семантического подхода, открывающего и перспективу будущих исследований ученых, и перспективу разработки методики и методологии семантического подхода в музыкально-художественном воспитании и образовании. На основе семантического подхода-анализа исследуются наиболее яркие культурные коды «золотого фонда стандартов» мировой музыки. Представлены некоторые методические подходы-рекомендации и предложения их практического использования в музыкальной педагогике. Сделаны соответствующие выводы по теме исследования. На основе семантического подхода-анализа можно раскрыть феномен музыкального текста, его смысла «не только с позиции фонетики, грамматики и синтаксиса», но и «с точки зрения поэтики, семантики, стилистики». Используя семантический подход в процессе обучения, можно приобрести «навыки устной музыкальной речи» – импровизации, бывшей обязательной когда-то при подготовке музыканта. Необходимо создание «органичной межпредметной связи» между теоретическими дисциплинами и «музицирующей практикой», так как теоретические дисциплины могут и изначально должны быть музицирующими. Вопрос в методике, методологии «погружения» в музыку. Музыкальной педагогике еще предстоит принять и освоить семантический подход, учитывая уровень современной психологии восприятия, выработать методику и методологию учебного процесса, чтобы заинтересовать, увлечь, влюбить в музыку, слушаемую и исполняемую.
Ключевые слова: музыкальная интонация, музыкальная семантика, семантический подход, психология восприятия, активизация творческих способностей, мотивация учебной деятельности
Библиография:
1. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя : пособие для учителя. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Флинта: НОУВПО «МПСИ», 2010. 334 с.
2. Асафьев Б. В. Музыкальн ая форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
3. Акишина Е. М. От музыкальной семантики к музыкальн ой педагогике // Педагогика искусства. 2011. № 3. С. 1–7. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/ot-muzykalnoy-semantiki-k-muzykalnoy-pedagogike (дата обращения: 21.11.2020).
4. Асафьев Б. В. Речевая ин тон ация. М.; Л.: Музыка, 1965. 135 c.
5. Бершадская Т. С. Гармон ия как элемен т музыкальной системы. СПб.: Ut, 1997. 192 с.
6. Быков-Куликовский Д. Н., Куликовская Т.Л. Педагогические принципы Б. Асафьева по развитию-воспитанию музыкального слуха, их актуальн ость // Современное музыкальное образован ие – 2014: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. С. 564–568.
7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 268 с.
8. Шаймухаметова Л. Н. Семантические процессы в музыкальн ой теме: автореф. в форме научного доклада … д-ра искусствоведения. М., 2000. 60 с.
9. Кон Ю. О двух фугах Стравинского // Полифония. М.: Музыка, 1975. С. 173–197.
10. Конен В. Театр и симфония: (роль оперы в формировании классической симфонии). 2-е изд. М.: Музыка, 1974. 376 с.
11. Рагс Ю. Н. Измерение музыки // Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926–2012): сб. ст. / ред.-сост. И. В. Воронцова. М.; СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 54–69.
12. Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. 317 с.
13. Серов А. Н. Избранные статьи. М.; Л.: Музгиз, 1950. Т. 1. 625 [2] с.
14. Бершадская Т. С. Статьи разн ых лет-2. СПб., 2019. 197 с.
15. Быков-Куликовский Д. Н. Межпредметная взаимосвязь музыки, информатики, ИКТ и их интеграция в музыкально-образовательном процессе // Компьютерные технологии в развитии музыкальной одаренности детей и юношества: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. 18 апреля 2012 г., г. Москва / ред.-сост. И. М. Красильников. М.: Экон-информ, 2012. С. 17–22.
16. Бершадская Т. С. Статьи разных лет-1: сб. ст. СПб.: Союз художников, 2004. 320 c.
17. Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. 2-е изд., доп. / ред. Т. Ливанова. М.: Сов. композитор, 1978. 200 с.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 101 — 111
Скачиваний: 645